5.6 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

Челябинские ученые создают систему безостановочного проезда перекрестков

Одна из ключевых проблем в организации дорожного движения — задержки транспортных средств даже в межпиковое время. Постоянные замедления, торможения и разгон приводят к тому, что снижается пропускная способность на перекрестках, повышается загазованность. Ученые Южно-Уральского государственного университета первыми в России разработали математическую модель, которая подскажет водителю, с какой скоростью надо двигаться, чтобы проехать перекрестки без остановки. Планируется, что пропускная способность перекрестков повысится на 10-30%.

«Наше предложение: с помощью искусственного интеллекта вычислять среднюю скорость, с которой нужно двигаться автомобилю, чтобы попасть на зеленый свет, — рассказывает ассистент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Ольга Фадина. — При этом будет учитываться масса факторов: расстояние между перекрестками, скорость, с которой движется первый автомобиль с предыдущего перекрестка, количество машин, которые стоят в очереди, а также те, которые подъезжают с соседних улиц и дворовых территорий, типы и марки автомобилей, скорость, с которой они будут покидать перекресток — это будет заранее просчитываться по их динамическим габаритам. Плюс качество дорожного покрытия — гололед, дождь, трамвайные пути, уклон дороги».

Наблюдение за дорогой будет вестись с помощью интеллектуальной системы мониторинга транспортных средств AIMS (Adaptive Intelligent Mobility System), разработанной в ЮУрГУ. По задумке, рекомендованная скорость должна выводиться на динамический дорожный знак, установленный между перекрестками. Также можно загружать эти данные в мобильные приложения или Яндекс навигатор. В мире подобные технические решения существуют. Например, шведская автомобилестроительная компания передает рекомендации по скорости на борта своих автомобилей. А изобретением челябинских ученых смогут пользоваться все.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Интеллектуальные транспортные системы уже успешно внедрены в ряде крупных городов мира, таких как Лондон, Торонто, Стокгольм. Оснащение большого города адаптивной системой светофоров — это сложная техническая задача, и челябинские ученые приблизились к ее решению. «Наша система AIMS-Eco действительно может взять на себя часть функций адаптивного управления светофорами, — говорит доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Владимир Шепелев. — Она способна в режиме реального времени строить цифровую модель транспортных потоков, оценивать их интенсивность, плотность, скорость и направление движения».

Разработка уже тестируется в Магнитогорске, в основном для мониторинга выбросов автомобильного транспорта. На первом этапе испытаний задействованы 12 постов-камер, ведущих замеры и оценку, на втором этапе к ним добавится 14, и на третьем, к 2025-26 году, ещё 21; все 47 камер позволят контролировать выбросы всего транспортного контура Магнитогорска.

Исследования ведутся при поддержке программы стратегического развития вузов «Приоритет-2030» нацпроекта «Наука и университеты».

Реклама, ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», ИНН 7453019764 erid: F7NfYUJCUneLrXMxvFcQ

Похожие посты

Новое на сайте