5.6 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

Дешёвые путешествия уходят в прошлое

Вон с пляжей!

Массовый туризм погружается в глубокий кризис. Популярные у путешественников локации переполнены, существующая инфраструктура не справляется. При этом цена на поездки с каждым годом всё выше.

Чем больше туристов, тем лучше. Это утверждение ещё совсем недавно казалось абсолютной истиной. Однако в последнее время даже в странах, где доходы от туризма составляют значительную часть поступлений в бюджет, всё громче слышны предложения приостановить или ограничить развитие туриндустрии. Основной аргумент – существующая инфраструктура не справляется с наплывом гостей.

Канализации на всех не хватит

Небывалый рост внутреннего туризма – особая гордость российских властей. По итогам 2023 года внутренний турпоток составил небывалые доселе 75 млн человек. Согласно целевым показателям нацпроекта по туризму, к 2030 году эта цифра должна увеличиться почти в 2 раза – до 140 млн поездок.

Только вот всякий раз, говоря о рекордах, чиновники почему-то забывают упомянуть о переполненности отечественных курортов, стремительно снижающемся уровне сервиса и непрекращающемся росте цен.

Прошлым летом соцсети наводнили фотографии переполненного черноморского побережья. Причина понятна – дешёвых туров в Турцию и Египет больше нет, а отдыхать россияне хотят. Однако побережье не резиновое. При этом участники рынка признают: высокий спрос запустил процесс неконтролируемого строительства новых мест размещения. Причём отели, гостевые дома и хостелы появляются зачастую без оглядки на то, сможет ли существующая инфраструктура переварить всё новые и новые объекты. Хромает и сервис. «Есть ли смысл заботиться о качестве строительства и сервиса, когда отель с самым дешёвым ремонтом, дешёвой техникой и дешёвой мебелью приносит стабильную прибыль в 5 тыс. рублей за ночь?» – рассуждает гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.

По пути бесконтрольного наращивания гостиничных мощностей сегодня идут почти все российские регионы, столкнувшиеся с ростом числа туристов.

Так, о небывалом росте турпотока и нехватке номерного фонда уже заявляют на Камчатке. «За последние два года турпоток вырос более чем на 50%. Количество номеров пока не успевает, у нас 367 тыс. туристов приехали в прошлом году, а номеров существует менее 3,3 тысячи. Получается более тысячи человек на один номер», – подсчитал глава Минвостокразвития Алексей Чекунов.

Сейчас на Дальнем Востоке существует как минимум 50 проектов по созданию отелей и баз отдыха. Выиграют ли от этого туристы и сам регион, большой вопрос. К примеру, на Байкале уже задумываются об ограничении потока туристов! Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян подсчитал: «диких туристов» в регион приезжает порядка 3 млн, при этом Байкал может принять не более 300 тыс. путешественников. В результате он выступил с предложением ввести «экономический барьер»: взимать с каждого желающего посетить Байкал 50 тыс. рублей.

«У нас беда в том, что туристический поток всегда опережает развитие инфраструктуры. Надо принимать какие-то серьёзные решения, может быть, даже по ограничению потока до тех пор, пока не будет построена инфраструктура», – предлагал в прошлом году спецпредставитель президента по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов.

Число россиян, которые решили переехать в Финляндию в прошлом году, выросло более чем в два раза по сравнению с аналогичным показателем, зафиксированным годом ранее.

Увы, ни строительство оте­лей, ни создание новой инфраструктуры проблему загруженности курортов не решат. «Я считаю, что нам точно не нужно идти по пути, который в той же Турции или Европе прошли ещё в 50-е годы прошлого века, построив огромное количество оте­лей для массового отдыха. Нам смешно тягаться с той же Турцией, где вся эта инфраструктура в итоге превратилась в низкомаржинальный бизнес», – рассуждает директор Института развития города Севастопольского госуниверситета Алексей Тихонов.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Туристам здесь не рады

Действительно, сегодня многие популярные зарубежные курорты, некогда нацеленные на развитие массового туризма, всё чаще задумываются о том, как переформатировать собственную туриндустрию. Недавно жители Канарских островов провели протест против наплыва туристов – акция собрала около 20 тыс. участников. «Мы достигли точки, когда баланс между использованием ресурсов и благосостоянием населения нарушился, особенно это заметно в течение последнего года», – цитировали СМИ местного активиста Виктора Мартина. Протестующие требовали ограничить посещение Канарских островов, а также ввести новый туристический налог.

Кстати, в российских туристических регионах нелюбовь к туристам тоже набирает обороты. Лексикон жителей курортных городов обогатился словами «бздыхи» (так называют «понаехавших туристов») и «дошираки» (обозначение для туристов, которые стараются сэкономить и предпочитают готовить дома, вместо того чтобы ходить в кафе и рестораны). Впрочем, отказываться от традиционного заработка на «бздыхах» и «дошираках» местные явно не намерены. Ругаясь на невыносимую загруженность курортных городов, они и сами вносят в это немалую лепту. «Чтобы заработать, местные сдают подсобные помещения на своих участках, гаражи. Некоторые на летний сезон уезжают к родственникам в деревню, а свои квартиры у моря сдают в аренду за бешеные деньги. Пенсионеры селят к себе отдыхающих. Хозяева больших квартир размещают у себя по нескольку семей, получается как коммуналка», – рассказывает жительница черноморского курорта.

Практика

Всё больше стран задумывается о том, что большое количество туристов – это не так уж и хорошо.

  • В Амстердаме введён запрет на строительство новых гостиниц. Получить разрешение на возведение нового объекта можно, лишь если новый отель появится взамен закрывающегося. При этом в новой гостинице не должно быть больше номеров, чем в той, которая закрылась. «Мы хотим сделать и сохранить город пригодным для жизни жителей и гостей. Это означает: никакого чрезмерного туризма, никаких новых отелей и не более 20 млн ночёвок в год», – объяснили своё решение депутаты городского совета. Также в центр Амстердама запретили заходить круизным лайнерам, а ещё увеличили туристический сбор – до 12,5% от окончательного счёта в отеле.
  • В Турции уже не первый год идёт дискуссия об отказе от отелей, работающих по системе «всё включено», которые привлекают в страну миллионы туристов со средним и низким бюджетом. «Ещё пять лет назад мы рассчитывали на 35 млн гостей, что будет к 2030 году – 100 миллионов? Стратегия увеличения наших доходов от туризма за счёт увеличения числа туристов не что иное, как раздача одной рукой того, что мы берём другой. Это вернётся к нам в виде экологических проблем», – констатировала глава турецкого комитета по устойчивому развитию We Care All Биргюль Акгюль.
  • В Венеции в конце апреля этого года ввели налог в 5 евро для туристов, приезжающих в город всего на один день. А в Таиланде представители турбизнеса просят правительство ввести сбор в 300 бат (примерно 750 рублей) для иностранных туристов. В Греции с начала года ввели новый климатический налог в размере 1,5–10 евро в зависимости от сезона и класса гостиницы.
  • Влияние большого турпотока на состояние экологии курортных регионов уже не раз подтверждалось примерами. На так называемой афинской ривьере в 70–80-е годы прошлого века появились две яхтенные гавани – в Алимосе и Флисвосе. В результате о некогда песчаном побережье Аттики и кристально чистом море в этом районе сегодня припомнят разве что старожилы.

Похожие посты

Новое на сайте