6.7 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

Как из-за халатности бригады ремонтников в Японии произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории мировой авиации

Цена ошибки – 520 погибших

Современный транспорт требует к себе очень внимательного отношения. Особенно это касается к гражданской авиации. Любая небрежность при подготовке самолета к полету, или при его ремонте обязательно обернется в лучшем случае проблемами для экипажа, а в худшем – катастрофой авиалайнера. Очень многие страны прошли эту жестокую науку. Не стала исключением и Япония.

Сюжет: Авиакатастрофы и летные инциденты

Обычный внутренний авиарейс. Начало

Как из-за халатности бригады ремонтников в Японии произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории мировой авиации

Боинг за 5 месяцев до катастрофы (фото: Wikimedia Commons/ Stuart Jessup)

12 августа 1985 года в 18-00 по местному времени самолет «Boeing»-747SR-46 японской авиакомпании «Japan Airlines» – JAL – готовился к взлету. На момент катастрофы самолету было 11 лет. Предстояло выполнить внутренний рейс Токио – Осака. Рейс был коротким – полет должен был продолжаться всего 54 минуты. Для таких коротких маршрутов JAL использовал специальные модификации «Боинга» с максимальной пассажировместимостью. «Boeing» модификации 747SR-46 перевозил 550 пассажиров. Эта модификация «747-го» была сделана специально для Японии для полетов на небольшие расстояния. Во взлетающем лайнере, выполняющим рейс JAL 123 было 509 пассажиров и 15 членов экипажа – всего 524 человека. Командиром лайнера был Масами Такахама, 49-летний опытнейший пилот, который проработал в JAL 19 лет. В кресле второго пилота находился 39-летний Ютака Сасаки, имеющий 10-ти летний летный стаж в авиакомпании. В 18-12 по местному времени «Боинг» оторвался от взлетной полосы токийского аэропорта Ханеда. В 18-24, когда самолет набрал высоту 7 200 метров, в кабину пилотов зашла стюардесса, чтобы задать вопрос командиру лайнера: «Можно ли приступить к обслуживанию пассажиров?». Такахама ответил утвердительно. После слов командира раздался громкий звук, похожий на взрыв. Салоны лайнера и кабину пилотов заволокло белым дымом.

Борьба за жизнь

Первое, на что обратили внимание пилоты – сработала сигнализация, оповещающая о внезапном падении давления в салоне пассажиров и кабине экипажа. Они не понимали, что произошло. Первое предположение было о том, что сорваны створки, которые закрывали нишу, в которую убирались шасси самолета после взлета. При этом бортинженер сообщил, что гидросистемы рулей неисправны. На всех самолетах предусмотрено многократное резервирование всех систем, но после произошедшего все четыре гидравлические системы лайнера не работали. Масами Такахама принял решение о развороте и возвращении в аэропорт Токио, но когда второй пилот попытался выполнить разворот, выяснилось, что самолет не управляется. Такахама передал наземному диспетчеру сообщение – «7700» – самолет терпит бедствие.

В салоне пассажиры надели кислородные маски – ведь самолет летел на большой высоте. Летчики пытались развернуть машину на обратный курс, но пока им это не удавалось. Более того, лайнер стал раскачиваться по всем трем осям с возрастающей амплитудой. В салоне началась паника. Пассажиры стали писать прощальные письма. О них мы еще расскажем. Тем временем, летчики нашли способ управлять самолетом, у которого отказали все органы управления. Они стали маневрировать, изменяя тягу двигателей. Таким образом, им удалось развернуть «Боинг» на обратный курс. Диспетчеры предлагали различные варианты посадки самолета, но летчикам эти советы помогали мало – ведь в любой момент они могли лишиться последней возможности управлять лайнером. В 18-41 самолет вышел из-под контроля и сделал произвольный круг радиусом 4 км над городом Оцуки. Пилотам удалось восстановить управление. В 18-47 командир сообщил, что «Боинг» вот-вот врежется в склон горы. Но экипажу удалось избежать столкновения. Правда, ценой этого стало стремительное падение высоты, на которой летел самолет. Пролетев над полуостровом Идзу и заливом Суруга, «Боинг» оказался в горном районе. Это сводило шансы на вынужденную посадку к нулю. В какой-то момент самолет стал сваливаться в штопор, но и в такой ситуации мастерство пилотов предотвратило катастрофу. Экипаж выровнял «Боинг», но не смог предотвратить столкновение со следующей вершиной. Крыло самолета задело деревья на склоне, самолет перевернулся, и в 18-56 по местному времени врезался в склон горы Оцутака на высоте 1 457 метров над уровнем моря в 112 км северо-западнее Токио.

Спасательные и поисковые работы

Как из-за халатности бригады ремонтников в Японии произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории мировой авиации

Поисковые работы на месте катастрофы (фото: Wikimedia Commons/ JTSB)

Оппозиционный кандидат на пост президента Турции Кемаль Кылычдароглу, потерпевший поражение на выборах, назвал прошедшее голосование одним из самых несправедливых в истории страны.

Как из-за халатности бригады ремонтников в Японии произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории мировой авиации

Обломки на месте крушения (фото: Wikimedia Commons)

На месте падения вспыхнул пожар. Американский самолет С-130 «Геркулес» с одной из баз в Японии обнаружил место падения через 30 минут после катастрофы. Координаты были сразу переданы японской стороне. Первым на место крушения прибыл не спасательный, а военный вертолет «Bell» UH-1 Сил самообороны Японии. Его пилот констатировал, что катастрофа произошла на крутом склоне (до 45 градусов), и произвести посадку нет никакой возможности, нужно привлекать наземных спасателей. Вертолет улетел, предварительно сообщив, что не обнаружил на месте катастрофы никого в живых. Спасатели прибыли через 14 часов. С одной стороны это объяснимо – катастрофа произошла в гористой лесной труднодоступной местности. С другой стороны, как потом выяснилось, если бы спасатели прибыли быстрее, многих пассажиров можно было бы спасти. Когда они прибыли на место, в живых оставались только 4 человека 26-летняя Юми Отиаи, 34-летняя Хироко Есидзаки со своей 8-летней дочерью Микико и 12-летняя Кэйко Каваками. Отиаи была стюардессой JAL. Правда, в этом полете она летела как частное лицо. Именно она сообщила следствию наиболее ценную информацию. 12-летнюю Каваками нашли на дереве, куда её выбросило из салона. После катастрофы какое-то время был жив и её отец, но он умер, не дождавшись спасателей. Точно сказать никто не мог, но спасатели утверждают, что выживших людей было много. Они все имели травмы, и ночное горное переохлаждение не позволило им дождаться спасателей. Везде были разбросаны прощальные письма пассажиров. На месте катастрофы нашли черные ящики, а 13 августа 1985 года эсминец военно-морских сил самообороны в заливе Сагами подобрал плавающие там обломки киля и хвостового оперения самолета. Это дало понимание того, с чем столкнулись пилоты «Боинга». У самолета не было киля и рулей высоты. При таких повреждениях «Боинг» должен был сразу рухнуть на землю, но мастерство пилотов держало его в воздухе еще полчаса. Их незаурядное мастерство в конечном итоге спасло 4 жизни, а если бы спасатели прибыли быстрее, то и многих других.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Работа комиссии

Как из-за халатности бригады ремонтников в Японии произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории мировой авиации

Случайное фото за 6 минут до катастрофы Киль самолета отсутствует (фото: Wikimedia Commons/ JTSB)

Как водится, после авиакатастрофы была назначена и приступила к работе специальная комиссия. Итог её работы шокировал всю страну. Оказывается, за 7 лет до катастрофы, у лайнера было летное происшествие. 2 июня 1978 года из-за ошибки пилота, самолет коснулся хвостовой частью бетонной полосы в аэропорту Итами города Осака. Летчик чрезмерно увеличил тягу двигателя, что привело к удару хвостовой частью самолета по бетонной полосе. Тогда 25 человек получили травмы. В результате удара был поврежден хвостовой гермошпангоут. Это герметичная переборка, которая отделяет герметичный пассажирский салон от негерметичного хвостового отсека. Что и говорить, происшествие неприятное, но отнюдь не смертельное для самолета. Ремонтировать «Боинг» решили в Японии. Нужно было укрепить гермошпангоут посредством цельной пластины – усилителя, которую необходимо было прикрепить тремя рядами заклепок. Так положено по технологии завода-изготовителя. Но, почему-то, вместо единой пластины с тремя рядами заклепок, техники установили две отдельные пластины. На одной было два ряда заклепок, на второй – один ряд. Почему нарушили технологию ремонта тогда определить уже не могли (а может и определили, но в СМИ об этом не сообщили). Самолет продолжал полеты, но в него была заложена «бомба замедленного действия» – гермошпангоут постепенно разрушался, и катастрофа была лишь вопросом времени. 12 августа 1985 года при наборе высоты он не выдержал очередного перепада давления в салоне и кормовом отсеке. Некачественно отремонтированный гермошпангоут вырвало. Обломки перебили гидравлику, а самое главное, ударили в хвостовое оперение лайнера, срезав его. Дальнейшее стало понятным.

Итоги катастрофы

Как из-за халатности бригады ремонтников в Японии произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории мировой авиации

Мемориал рейсу 123 (фото: Wikimedia Commons/ Stuart Jessup)

На Омском электромеханическом заводе рабочего облило раскалённым цинком, всё произошло из-за халатности его коллеги. Пострадавшему потребовалась помощь медиков.

Японию охватил вал скорби и гнева. Обезумевшие от горя родственники громили по всей стране офисы «Japan Airlines». На третьи сутки после катастрофы Президент авиакомпании Ясумото Такаги взял на себя ответственность за произошедшее и подал в отставку. Думается, что сегодня этого бы не произошло, но 39 лет тому назад в японском обществе еще были сильны древние традиции.

После катастрофы, «Japan Airlines» очень долго восстанавливала свою уничтоженную репутацию, хотя, надо сказать, что до катастрофы «Japan Airlines» котировалась среди пассажиров высоко. В течение нескольких месяцев пассажиропоток в компании уменьшился на 25%. Пассажиры перестали летать с JAL. На новогодние каникулы 1986 года количество пассажиров стало меньше, чем год назад. Японцы предпочли летать самолетами конкурента «All Nippon Airways». «Japan Airlines» навсегда убрала из своего расписания рейс JAL 123. Полеты по маршруту Токио – Осака стали обозначать как рейс JAL 127. Кроме этого, с этого маршрута сняли «Boeing»-747SR-46. Все полеты теперь проводятся на самолетах «Boeing»-767, «Boeing»-777, и «Boeing»-787. Компания заплатила большие компенсации, решив не доводить дело до судебных расследований.

Неожиданный урок получился и для «Боинга» – компания выпустила новый регламент, значительно ужесточавший правила ремонта авиалайнеров. Кроме этого, специалисты компании провели по всему миру срочную проверку всех летающих «Боингов» на предмет выявления подобного некачественного ремонта. Во время такой глобальной проверки были выявлены десятки случаев ремонта самолетов не по технологиям завода «Боинг».

Катастрофа «Боинга» в Японии в 1985 году стала второй по численности погибших в истории мировой пассажирской авиации. Первое место в этом печальном списке держит столкновение на Тенерифе двух «Боингов»-747.

Эта авиакатастрофа стала серьезным поводом для технических служб авиакомпаний всех стран для ужесточения контроля над проведением ремонта своих лайнеров.

Похожие посты

Новое на сайте