10.1 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

Как все начиналось: 95 лет назад были проведены летные испытания первого советского самолета-амфибии

6 августа 1929 года советский самолет Ш-1 впервые совершил полет как амфибия: после рулений на воде, взлетел с водной глади, приземлился на сушу, а потом проделал обратный путь. Эта машина была создана молодым конструктором Вадимом Шавровым и стала прототипом самого массового советского гидросамолета Ш-2.

«Летающая лодка» Ш-1 проектировалась как трехместная: экипаж — пилот и механик, один пассажир. Длина самолета была почти 8 метров, высота — чуть больше 3 метров, размах крыла — почти 11 метров. В первом полете самолет Ш-1 достиг максимальной скорости 126 км/час.

Самолет Вадим Шавров строил самостоятельно с помощью ближайших коллег. Производственным «цехом» стала обычная ленинградская квартира одного из них — морского летчика, конструктора и инженера Виктора Корвина. Как потом рассказывал сам Шавров, Корвин предложил для работы большую комнату на третьем этаже. В сборке самолета принимал участие сосед по коммуналке Николай Фунтиков, по профессии моторист и слесарь.

«Мы нашли, что таким путем мы скорее всего достигнем цели и сможем построить самолет в течение нескольких месяцев — в этом же году. Если бы нам еще служить где-нибудь, то пришлось бы искать квалифицированную рабсилу, руководить ей по вечерам и вообще действовать на остатках своего времени и энергии, и, конечно, затянуть постройку на год-два, как это обычно и бывало в других случаях…» — вспоминал Вадим Шавров.

Говорят, Шавров был лучше в теории, Корвин — в практике. Но оба имели склонность к ручному труду. Практически за год были изготовлены все основные элементы корпуса и крыла. Включая крупногабаритные. Несмотря на «домашние» условия, разработка велась со всей тщательностью, модель продувалась в аэродинамической трубе Политехнического института. А собирали самолет на одном из ленинградских аэродромов…

Как тут не вспомнить, в каких условиях рождался другой советский крылатый первенец — самый первый самолет авиаконструктора Андрея Туполева — АНТ-1. Его строили в Москве, и тоже в одной из комнат второго этажа — бывшего особняка меховщика Михайлова. Первые полеты решили провести на бывшем плацу кадетских корпусов, для чего всему составу КБ пришлось готовить взлетную полосу. После того, как АНТ-1 был собран, туда его перенесли… на руках.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Да, самоотдача, энтузиазм создателей советской авиации тех лет буквально зашкаливали. Несмотря ни на что, несмотря на репрессии. Так, 5 ноября 1929 года неожиданно был арестован Корвин: он попал, как и многие другие осужденные авиаторы, в первую авиационную «шарагу» — ЦКБ 39 ОГПУ им. Менжинского. Как известно, легендарного Туполева такая участь тоже не миновала: он попал в ЦКБ-29 НКВД, второе и последнее в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро», созданное в конце 1938 года из числа заключенных авиаконструкторов и авиаинженеров…

Рассказывают, когда стало ясно, что Ш-1 получилась, удивлению некоторых не было предела. После небольших доделок летчик Борис Глаголев испытал машину сначала как летающую лодку, а в августе 1929 года, после установки колесного шасси и хвостового костыля, и как амфибию.

Единственный экземпляр Ш-1 передали Ленинградскому Осоавиахиму для агитационных полетов. 26 февраля 1930 года летчик-испытатель Валерий Чкалов вместе с механиком Ивановым летели на Ш-1 из Боровичей в Ленинград. Низкая облачность, снегопад и обледенение заставляли прижиматься к земле, маломощный двигатель не тянул. Самолет задел крылом семафор железнодорожной станции и упал на землю.

Люди не пострадали, но уникальная машина погибла…

Ну, а первым советским серийным самолетом-амфибией стал Ш-2 — «летающая лодка» с колесным шасси и складывающимся крылом. Показательная цифра: всего до 1934-го построили триста экземпляров в разных вариантах.

Самолет-амфибия оказался незаменимым для полярной и санитарной авиации. Кстати, на погибшем ледоколе «Челюскин» тоже находился Ш-2, который при выгрузке на лед был поврежден, но его удалось спасти. Впоследствии летчик Бабушкин перелетел на «шаврушке» со льдины, где расположился лагерь, в чукотское село Ванкарем: помог наладить работу штаба по приему самолетов, а затем по эвакуации челюскинцев со льдины.

Выпускались также наблюдательные, учебные, почтово-пассажирские версии этой машины. Самолет-амфибия Ш-2 эксплуатировался до середины 1960-х годов.

Похожие посты

Новое на сайте