Другой Чапаев
Василий Чапаев стал уникальной фигурой в отечественной истории. В нашей стране его знает каждый, но отнюдь не из-за личных достоинств. Особых причин выделять Василия Ивановича среди других красных комдивов Гражданской войны и правда не было, пока в 1923 году писатель Фурманов не написал о нём книгу, а спустя 11 лет режиссёры братья Васильевы не сняли о нём фильм, по сути, сочинив героя заново.
Успеху своего творения удивлялись даже сами создатели фильма. Ещё в 1932 году ленинградские режиссёры-однофамильцы Георгий и Сергей Васильевы (братья Васильевы – их творческий псевдоним) подали заявку на съёмки ленты «о руководящей роли партии в эпоху становления Красной армии». Изначально её планировалось делать немой – в СССР звуковое кино ещё было редкостью. Но работа затянулась, и в итоге оказалось, что делать фильм немым нет смысла. Решение стало верным – прекрасно написанные диалоги, разлетевшиеся на цитаты, быстро сделали «Чапаева» всенародно любимым.
Анка, но не та
Вряд ли реальный Василий Чапаев подозревал, что его обессмертит знакомство в марте 1919 года – за полгода до смерти! – с комиссаром Дмитрием Фурмановым. Бывший фельдфебель Русской императорской армии Чапаев тогда как раз стал командиром 25-й стрелковой дивизии 4-й армии Восточного фронта. С новым комиссаром Чапаев сразу не поладил. В первую очередь по личным причинам, на которые в фильме не было и намёка. Чапаев влюбился в жену Фурманова Анну Стешенко, работавшую в политотделе дивизии, начав ухаживать за ней практически на глазах у мужа. В конце концов Дмитрий Андреевич излил свои чувства в гневном письме к комдиву: «Я стал Вас презирать всего несколько дней назад, когда убедился, что Вы карьерист, и когда увидел, что приставания делаются особенно наглыми и оскорбляют честь моей жены. Я Вас считал за грязного и развратного человечишка (о чём Вы мне так много рассказывали, когда мы вместе ездили по Уральским степям, помните!), и Ваши прикосновения к ней оставили во мне чувство какой-то гадливости».
Однако эта отповедь не возымела действия, и тогда Фурманов направил официальное обращение командующему Восточным фронтом Михаилу Фрунзе: «Чапаева считаю беспринципным и опасным карьеристом. Его необходимо изъять месяцев на восемь из среды льстецов и подобострастников, которыми он окружён и которые его развращают морально. Отнять у него на время власть, которой он упоён до безумия и которая заставляет его верить в своё всемогущество».
Василий Чапаев (фото: Wikipedia)
Но в итоге «изъяли» самого Фурманова, перебросив с Уральского фронта в Туркестан. Спустя месяц Чапаев был ранен в бою и утонул при переправе через реку Урал (по другой версии – скончался от ран уже на берегу). «Не будь всей этой истории – я не был бы отозван из дивизии, – рассуждал Фурманов. – Но если б я не был отозван из дивизии – я, несомненно, погиб бы вместе с Чапаем, ибо не отставал от него ни на минуту во всех странствиях былой жизни». Спустя четыре года прошлые обиды окончательно позабылись, и в своём романе бывший комиссар прославил погибшего недруга как незаурядного героя минувшей войны.
Эффект Бабочкина
Офпред российского МИД Мария Захарова пошутила над особенностью президента США Джо Байдена, который не только слышит голоса, но и общается с умершими людьми.
Кинокартина 1934 года получилась намного ярче одноимённого романа. Режиссёры даже не скрывали, что создали отнюдь не экранизацию книги, а вольную версию по её мотивам: «В начале работы над сценарием мы были ближе к роману Фурманова, но чем больше мы вгрызались в материал, чем больше его обобщали, тем дальше отходили от романа. Мы беседовали с участниками событий – с чапаевцами, красными партизанами, политработниками». Даже исполнитель главной роли Борис Бабочкин пятнадцатилетним комсомольцем служил в политотделе той самой 4-й армии Восточного фронта. «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью, – позже рассказывал он. – И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал! Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел сам носить папаху так, чтоб она неизвестно на чём держалась». Именно Бабочкин довершил процесс экранной трансформации комдива: «Добавлены были мною в роль все эти «наплевать и забыть», «академиев не проходил» и т.д., которые делали язык Чапаева подлинным и живым».
Сын Чапаева возмущался: «Отец был щёголем и красивым, а Бабочкин – не щёголь и не красив». Были и другие отличия. Например, реальный Василий Иванович картавил, а на передовую выезжал не на коне, а на личном «Форде». Наконец, чапаевская дивизия никогда не встречалась в боях с каппелевцами, хотя в картине противником Чапаева выведен именно главнокомандующий Восточным фронтом Владимир Каппель
Неудивительно, что в воспоминаниях очевидцев Чапаев предстаёт совсем не таким, каким вся страна запомнила его по фильму. Вот, например, свидетельство начальника штаба 4-й армии, бывшего царского генерала Фёдора Новицкого о встрече легендарного комдива с командармом Фрунзе: «Однажды в конце февраля 1919 года дежурный доложил командарму о прибытии Чапаева. Михаил Васильевич предполагал, что он сейчас увидит партизана с разухабистыми манерами. Однако в кабинет медленно и очень почтительно вошёл человек лет тридцати, среднего роста, худощавый, гладко выбритый и с аккуратной причёской. Одет Чапаев был не только опрятно, но и изысканно: великолепно сшитая шинель из добротного материала, серая мерлушковая папаха с золотым позументом поверху, щёгольские оленьи сапоги-бурки мехом наружу. На нём была кавказского образца шашка, богато отделанная серебром, и аккуратно пригнанный сбоку пистолет «Маузер». Сел Чапаев очень деликатно, голос у него оказался тихий, а ответы весьма почтительные».
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Неудивительно, что сын героя Александр возмущался: «Отец был щёголем и красивым, а Бабочкин – не щёголь и не красив». Были и другие отличия. Например, реальный Василий Иванович картавил, а на передовую выезжал вовсе не на лихом скакуне, а на личном «Форде». Наконец, чапаевская дивизия никогда не встречалась в боях с каппелевцами, притом что в картине противником Чапаева выведен именно главнокомандующий белогвардейским Восточным фронтом Владимир Каппель.
Вождь в восхищении
Но в 30-е годы никто и не думал выискивать в фильме погрешности против истины. Всякую критику картины с самого начала пресёк лично Сталин. Уже после первого просмотра вождь заявил: «Здорово, умно и тактично сделано. Хорош и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение».
Робкая попытка поспорить с авторами ленты была предпринята лишь газетой «Известия». В целом положительная рецензия критика Хрисанфа Херсонского содержала лишь одно замечание: «…в фильме очень неуверенно, неполно и поверхностно показан Фурманов – представитель партии, воспитывавшей чапаевых, политический и моральный руководитель, требовательный к себе и другим, один из первых советских писателей».
Но даже такая невинная «ложка дёгтя» разозлила Сталина. «Ох уж эти критики, – проворчал вождь. – Такие вещи пишутся неспроста. Они дезориентируют. Люди нашли очень правильные краски для создания образа комиссара. А их тянут в другую сторону. Надо, чтобы Мехлис основательно разобрал этот случай… Надо, чтобы и критиков учили писать правильно, а не явно неправильные вещи, да ещё о такой исключительно талантливой и с огромным тактом сделанной картине». В результате заведующий отделом печати ЦК Лев Мехлис поместил в редактируемой им газете «Правда» разгромный отзыв на «рецензийку» Херсонского – «серую, казённо-сухую, профессионально скучную». Сталин же и в дальнейшем не жалел громких слов для любимого фильма: «Чем больше его смотришь, тем он кажется лучше, тем больше находишь в нём новых черт». Только за полтора года вождь посмотрел «Чапаева» 38 раз! Не отставала и вся страна. В течение 1935 года картину увидели более 30 млн человек.
В ноябре 1936 года режиссёр Александр Довженко делился в интервью: «Товарищ Сталин предложил мне просмотреть с ним новый экземпляр «Чапаева». Несомненно, он просматривал свой любимый фильм не в первый раз. Но полноценность и теплота его эмоций, восприятия фильма казались неослабленными. Некоторые реплики он произносил вслух, и мне казалось, что он делал это для меня. Он как бы учил меня понимать фильм по-своему, как бы раскрывал передо мною процесс своего восприятия. Из этого просмотра я вынес очень много ценного и дорогого для себя в творческом плане».
В 1939 году на экраны вышла снятая Довженко по заказу Сталина эпопея об «украинском Чапаеве» – красном комдиве Николае Щорсе, погибшем в том же 1919-м. Но успех «Чапаева» невозможно было повторить. В многочисленном ряду фильмов о Гражданской войне картина братьев Васильевых так и осталась непревзойдённой.