Содержание:
История о шпионаже и секретном прицеле
Шпионские истории в своей фабуле непредсказуемы. Особенно, если они не придуманы для крутых детективов, а взяты из жизни. В этой статье мы расскажем, как Америка потеряла свой второй по важности (после атомного проекта) секрет в годы Второй мировой войны.
Сюжет: Армия
Самые важные секреты Америки. Бомбардировочный прицел Нордена
Прицел Norden (фото: Wikimedia Commons/ Allan J. Cronin)
Прицеливание перед бомбометанием с самолета – это сложный технический процесс. В первую мировую войну, когда появились первые бомбардировщики, летчики сбрасывали бомбы «на глас», не учитывая ни один из параметров. Но поскольку первые бомбардировки проходили на небольшой высоте, то бомбы, в принципе, попадали, куда нужно. К тому же тогда был важен не столько результат попадания, сколько психологический эффект от самой бомбардировки. Но армии достаточно быстро справились с шоком, появились первые зенитные пулеметы и пушки. Бомбардировщикам пришлось подниматься вверх, на высоту, где зенитный огонь был не эффективен. Но при большой высоте сбрасывать бомбы «на глаз» означало гарантированно не попасть в цель. Нужен был прицел, получающий информацию об условиях полета и сброса. Такая информация включала скорость полета самолета, его высоту, скорость и направление ветра в точке сброса, состояние атмосферы и так далее. Первые прицелы было сложно использовать в реальной боевой работе, так как цифры постоянно менялись.
Бомбардир Thomas Ferebee с прицелом после сброса атомной бомбы (фото: Wikimedia Commons/ Ted H. Lambert)
Прицел Нордена на Boeing B-29 (фото: Wikimedia Commons/ Bubba73)
Голландский инженер Карл Норден, получил образование в Швейцарии и иммигрировал в США в 1904 году. Начиная с 1911 года, он принимал участие в работах по созданию корабельных гирокомпасов. В конце Первой мировой войны в США разработали курсовой бомбовый прицел – CSBS. По сути, это был механический калькулятор. Главным его недостатком было то, что во время бомбометания он должен был смотреть строго вниз, что было проблематично – самолеты колебались, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Армия от этого прицела отказалась, в серию он не пошел. Был нужен прицел с гироскопическим стабилизатором. Норден работал со Сперри, и в гироскопах понимал многое. Он взялся за решение этой задачи. Первый прицел был готов в 1923 году, серийное производство началось в 1927 году. По сути, Норден соединил гироскоп и информацию, поступающую с датчиков самолета, которые соединялись и обрабатывались в механическом аналоговом вычислителе. Когда на американских самолетах появились первые автопилоты, они также были подключены к прицелу. Получился сложный прибор, состоящий из почти двух тысяч небольших деталей. В полигонных условиях были достигнуты очень хорошие результаты. Натренированные опытные бомбардиры-испытатели с высоты в 6 км поражали цель размером с бочку. Забегая вперед, скажем, что на самом деле, строевые летчики показывали с прицелом Нордена значительно более скромные результаты, но и прицел постоянно усовершенствовался.
Удивительно, но американские генералы и адмиралы (формально, прицел был собственностью американского флота) показали такую заинтересованность в нём, что на его разработку было выделено 1,1 миллиарда долларов! И это в ценах 20-х – 30-х годов ХХ века. По уровню секретности в национальном масштабе прицел Нордена занимал второе место после проекта «Махеттен» (создание в США ядерного оружия) Но. Америка первой половины ХХ века была, воистину удивительной страной. Наверное, потому, что её тогда еще по-настоящему не затрагивали жестокие войны. В авиации ВМФ и ВВС степень секретности по прицелу Нордена была максимальной. Его запрещалось фотографировать. После полетов его снимали, накрывали брезентом (это было обязательное условие переноски), и относили в специальную комнату в штабном здании, где прицелы хранились, пока самолеты стояли на аэродроме. В каждый прицел был встроен механизм самоуничтожения в виде специальной термитной гранаты, а экипажи самолетов давали отдельную клятву, что не допустят попадания прицела в руки врагов.
Перед Великобританией стояли аналогичные задачи, но англичане не смогли добиться результатов, которые получил Норден. Основной проблемой английского прицела была его стабилизация. С началом Второй мировой Королевские ВВС и авиация ВМС столкнулись с ней. В Великобритании в общих чертах знали о наличии в США прицела Нордена, и еще в 1938 году через своего военного атташе в Вашингтоне запросили техническую помощь в доводке своего прицела. Атташе ответили отказом. Второй заход также оказался неудачным. Англичане обратились в ВВС США. Там ответили, что собственником прицела является американский флот. Кончилось все тем, что Президент США Рузвельт официально запретил обмениваться информацией такого рода с иностранными державами. Через год военного атташе Великобритании пригласили на показательные учения. На земле был нарисован силуэт линейного корабля. Неожиданно для гостей на силуэте стали рваться авиабомбы. Только тогда они заметили в небе «Летающие крепости» В-17, находящиеся на высоте около 4 км. Результатом этого показа стало личное письмо Премьер-министра Великобритании Президенту США. Итог также был отрицательный. Единственное, что удалось получить англичанам – это габаритный чертеж с посадочными местами. На случай возможных поставок (которых не было), в английских бомбардировщиках проделали отверстия для крепления прицелов Нордена. Больше англичане вопрос не поднимали. Тем более удивительным было положение дел в компании, которая производила эти прицелы.
Легенда немецкой разведки
Капитан Дюкен в армии буров 1900 год (фото: Wikimedia Commons/ Jbarta)
Дюкен в форме кайзеровского офицера (фото: Wikimedia Commons/ Thomas Joseph Tunney, Paul Merrick Hollister)
В Советском Союзе и современной России об этом человеке известно не очень широко, хотя его судьба воистину удивительна. Его знали как Фредерик «Фриц», Жубер Дюкен, Дю Кен, «Черная пантера», DUNN, «Герцог», даже Борис Закревский. Всего псевдонимов около 30-ти. Настоящее имя и фамилия этого человека Фредерик Жубер Дюкен. Родился он 21 сентября 1877 года в Ист-Лондоне, что в Капской колонии. Это современная ЮАР .Дюкен был буром, то есть белым потомком голландских колонистов. Свою борьбу против англичан он начал еще во время Второй англо-бурской войны. За свою долгую и насыщенную жизнь он был бурским и немецким солдатом, охотником на крупную дичь, журналистом, агентом немецкой разведки. Конечно, по сути, он был авантюристом, но судьба его сложилась так, что практически всю сознательную жизнь Дюкен боролся против англичан и американцев. Дюкен сотрудничал еще с кайзеровским Абвером, а после окончания Первой мировой войне перебрался в США для создания новой сети немецких агентов. К тому времени он уже стал полковником вермахта. Забегая вперед, скажем, что он создал немецкую разведывательную сеть в США, которую американские контрразведчики называли «Шпионское кольцо Дюкена». Оно включала, не менее 33 человек (такое количество было арестовано ФБР). Агенты Дюкена работали в разных сферах, и могли использоваться как для проведения диверсий, так и для сбора информации. Так один агент открыл ресторан, и получал информацию от его посетителей, другой работал в авиакомпании, третий имел возможность передавать информацию о кораблях союзников, пересекающих Атлантику и т.д. 2 января 1942 года члены группы были приговорены к тюремному заключению в общей сложности на сумму более 300 лет
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Дюкен был приговорен к 18 годам заключения, но в 1954 году, отсидев 14 лет, освобожден из-за плохого состояния здоровья. Умер он через два года, в 1956 году, в возрасте 78 лет.
Странный чертёж
Шпионское кольцо Дюкена (фото: Wikimedia Commons/ FBI)
Глава Абвера времен нацисткой Германии адмирал Канарис знал Дюкена еще со времен Первой мировой войны, поэтому он дал поручение начальнику оперативного отдела США в Абвере полковнику Николаусу Риттеру наладить надежную связь с Дюкеном. Риттер знал Дюкена еще с 1931 года, связь наладили быстро. Информацию между двумя разведчиками передавал стюард, который работал на «Bremen» – немецком трансатлантическом лайнере, в 1929 году завоевавшим Голубую ленту Атлантики Лайнер принадлежал компании «Северогерманский Ллойд». Это было удобно, так как отдел Абвера по США находился в Гамбурге. Летом 1937 года, в одну из встреч, курьер передал Риттеру несколько калек – копий каких-то чертежей. Курьер передал, что чертежи связаны с военной авиацией. Он сказал, что Дюкен вышел на человека, который работал на одном оборонном заводе, и которого называл «Паулем». Риттер спросил, сколько Дюкен заплатил за эти чертежи? «Нисколько, – ответил курьер. – Дюкен сказал, что «Пауль» это сделал во имя Германии».
Фото Дюкена из архивов ФБР (фото: Wikimedia Commons/ Federal Bureau of Investigation)
Риттер отправил эти чертежи в штаб Люфтваффе и получил ответ – чертежи не представляют никакого интереса. Полковник Абвера внутренне с этим не согласился. Опыт разведчика подсказывал, что если агент работает за идею, то как правило, информация от него идет ценная. Через три недели курьер доставил еще несколько калек. Чувствуя, что в них находится какая-то ценная информация, Риттер пошел на доклад к Канарису, где высказал ему свои соображения по этому вопросу. Адмирал согласился, и связался с генералом Удетом, одним из ближайших сподвижников Геринга. Тот обещал дать ответ в течение одной недели. Но уже утром следующего дня Канарис позвонил полковнику: «Риттер, откуда эта информация? Вы знаете, что это?». Адмирал объяснил полковнику, что кальки – это копии сверхсекретного прицела Нортона, которые устанавливаются на американских «летающих крепостях». Абвер считал, что достать эти чертежи невозможно.
Герман Ланг фото из архива ФБР (фото: Wikimedia Commons/ Federal Bureau of Investigation)
Полковник Николаус Риттер 1940 год (фото: Wikimedia Commons/ German Army)
Но комплект чертежей был не полным. Риттер принял решение лично поехать в США, чтобы познакомиться с «Паулем». Он долгое время жил в США, свободно говорил на «американском английском». Риттер планировал ехать по своим документам. Официально (и это знали американцы), он числился в резерве Люфтваффе, о его работе в Абвере знали единицы. Канарис дал добро на эту командировку.
Герман Ланге
В конце октября 1937 года на немецком трансатлантике Риттер прибыл в Нью-Йорк. В Бруклине он встретился с Дюкеном, который организовал встречу с «Паулем». Им оказался 35-летний инженер Герман Ланге, этнический немец, работающий в «Carl L. Norden, Incorporated» – компании, изготавливающей прицелы Нордена для ВВС США и авиации ВМФ США. Оказалось, что Карл Норден очень ценил и уважал немецких инженеров и конструкторов, поэтому в его компании работали несколько десятков немцев, уехавших из Германии. Ланге сказал, что все чертежи он скопировать не может, так как ряд узлов разрабатываются в других местах. Он высказал надежду, что в Германии смогут восполнить эти пробелы. Как с изумлением узнал Риттер, на заводе Нордена секретность производства не соблюдалась от слова совсем. Служащий компании совершенно спокойно выносил чертежи, копировал их дома, а утром возвращал на место. По сравнению с мерами по соблюдению секретности, которые применялись по отношению к прицелу в ВВС США, такое положение дел разумному объяснению не поддавалось. Через несколько месяцев, в начале 1938 года, Риттер вернулся в Германию практически с полным комплектом чертежей. Это позволило немецким конструкторам начать работы по созданию аналогов прицела Нордена.
Заключение
В 1941 году ФБР всё-таки раскрыла и ликвидировала «Шпионское кольцо Дюкена». За Лангом пришли 30 июля 1941 года. Суд вынес приговор – 14 лет тюрьмы. В 1960 году его выпустили по амнистии. Вместе с женой, которая ждала его все эти годы, Ланге уехал в Германию, в Баварию. Прицелы Нордена использовались в американской авиации вплоть до Вьетнамской войны, хотя гриф секретности с них был снят в 1948 году. Именно с помощью прицела Нортона была проведена атомная бомбардировка японской Хиросимы.
Интересно, что в СССР также знали секрет прицела. Правда, разведка тут была не при чём.. В 1944 году несколько В-29 после налетов на Японию были вынуждены совершать посадки на территории советского Дальнего Востока. Сталин приказал скопировать этот самолет. Так в составе ВВС СССР появился бомбардировщик Ту-4. Прицел Нордена, правда, под другим индексом был принят на вооружение в Советском Союзе.