Содержание:
Пауза в Красном море
С началом последней войны на Ближнем Востоке число активных противников Израиля неожиданно увеличилось. В противостояние еврейскому государству неожиданно включились йеменские повстанцы из проиранского движения «Ансар Аллах», объявивших фактическую блокаду Красного моря для всех торговых судов, так, или иначе, связанных с Израилем.
Сюжет: Терроризм, Международные конфликты
Всё это предсказуемо вылилось в блокаду Красного моря. Ответ Запада не смог нивелировать эту угрозу. Осенью этого года в противостоянии в Красном море наступила некая пауза, обусловленная рядом причин. В этой статье мы попробуем разобраться в этих причинах, и попытаться понять, что ожидает регион в ближайшем будущем.
Борьба за судоходство в Красном море
Ход противостояния широко освещался в Интернете, желающие могут об этом прочитать. Мы же отметим одну интересную тенденцию. В случае конфликта низкой интенсивности, безусловное преимущество в вооружении и технологии не всегда приносит гарантированный успех. Впервые это было наглядно продемонстрировано на американских же учениях «Вызов тысячелетия – 2002». Об этом смотри статью «Необычные маневры, или как Америка победила Америку». После первых атак на торговые суда, США объявили о создании западной коалиции для силового противодействия «людям в тапках» – как пренебрежительно называют повстанцев на Западе. Было нанесено множество ракетных и авиационных ударов по военной инфраструктуре повстанцев. Этим занимались ВМФ США и Великобритании. Эффект был минимален. Да, поражались какие-то радиолокационные станции и пусковые установки, но поскольку они рассредоточены на большой площади (достаточно посмотреть на карту), то, какого существенного урона эти удары не насели, а хуситы постоянно наращивали интенсивность обстрелов, практически заблокировав торговое судоходство. Все крупные мировые судоходные компании, объявили об изменении маршрута. Теперь он проходит вокруг Африки, увеличивая стоимость и время доставки. Те судовладельцы, которые решались на проход через Красное море, играли в «хуситскую рулетку», что привело к кратному увеличению страховки на суда и перевозимые грузы.
Что происходит в НАТО
Места атак хуситов на торговые суда (фото: Wikimedia Commons/ Ecrusized)
Начиналось всё очень мощно и солидно. 8 октября 2023 года, на следующий день после нападения ХАМАС на Израиль, Министр обороны США направил в Восточное Средиземноморье авианосец USS »Gerald R. Ford» CVN-78 под охраной ракетного крейсера, пяти ракетных эсминцев и атомной подводной лодки. Из Средиземного моря авианосная группа перешла в Красное море, где уже 19 октября эсминец USS «Carney» DDG-64 перехватил первые три крылатые ракеты и восемь беспилотников, запущенных хуситами по торговым судам в Красном море. Президент США Джо Байден грозно заявил: «Соединенные Штаты и наши партнеры не потерпят нападений на наш персонал и не позволят враждебным субъектам ставить под угрозу свободу судоходства на одном из наиболее важных коммерческих маршрутах мира». Как водится, собрали международную коалицию, в которую вошли страны НАТО. Роли были распределены следующим образом. Американские и английские корабли наносили ракетные удары по территории, контролируемой хуситами, и обороняли американский авианосец и торговые суда от ударов «людей в тапках». Корабли европейских стран так же занимались прикрытием торгового судоходства. Формально, в Красном море проводились две операции. Американская называлась «Prosperity Guardian» («Хранитель процветания»), европейская – «Aspides» – («Щит»). Штабом европейского щита стала Греция. Небольшие государства, дабы не нарушать благостной картины, формально присоединились, но вместо кораблей прислали несколько штабных офицеров. Так, например, из Финляндии прибыли 5 офицеров, из Швеции – 4 офицера, а из Эстонии – 1 штабной офицер.
В Красном море йеменские постанцы-хуситы из движения «Мехвар-е могавемат» атаковали несколько кораблей, включая американский авианосец USS Dwight D. Eisenhower.
Сегодня модно выражение «что-то пошло не так». Рассказывая о том, что же произошло дальше, нужно, наверное, употребить несколько другое выражение – «всё пошло не так». В какой то мере это закономерно. Американцы столкнулись с ситуацией, когда удары высокоточным оружием малоэффективны, так как противник свои позиции, во-первых, хорошо замаскировал, во-вторых, «размазал» по побережью и внутри страны, а, в-третьих, включал радиоэлектронное оборудование в режим излучения только во время пуска ракет. У европейцев были другие проблемы. Их военные корабли многие десятилетия участвовали только в маневрах, и, оказавшись в районе реальных боевых действий у них стали выявляться различные отказы. В СМИ попала информация о проблемах с вооружением на кораблях ВМФ Германии и Дании. Об этом смотри статью «Опять неладно в Датском королевстве». Самым знаковым стало непонятное происшествие в июне этого года с американским авианосцем USS »Dwight D. Eisenhower» CVN-69. С него взлетали палубные самолеты, наносящие удары по Йемену. Хуситы заявили, что поразили ракетой американский авианосец, Пентагон – что авианосец цел и невредим. Фактом было только то, что авианосец сразу был передислоцирован в район Красного моря, где ракеты «людей в тапках» достать его не могли. Только в начале ноября стало известно о том, что же произошло на самом деле. Ракета хуситов прошла в 200 метрах от авианосца. Корабли охранения её пропустили. Если бы она попала в авианосец, то, конечно же, его не потопила, но вывела бы его из строя надолго. Можно напомнить, что последние боевые повреждения американские авианосцы получили еще во Второй мировой войне.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
ВМФ США
Американский авианосец USS Dwight D. Eisenhower CVN-69 выведен из Красного моря (фото: Wikimedia Commons/ US Navy)
Американский эсминец USS Carney отбивает атаку хуситов (фото: Wikimedia Commons/ US Navy Aaron Lau)
Продержав для приличия авианосец еще какое-то время, Пентагон вывел его из Красного моря. От греха подальше. Причина ухода американского флота кроется в финансовой плоскости. Об этом уже не стесняясь, пишут американские СМИ, в частности «Wall Street Journal». Газета ссылается на Карлоса дель Торо, Министра ВМС, который на слушаниях в конгрессе заявил, что только с октября 2023 года по июнь 2024 года суммарно кораблями авианосной ударной группы было выпущено 770 ракет класса «корабль-воздух» и «воздух-поверхность». В это число входят около сотни самых современных американских зенитных ракет RIM-161 «Standard Missile», которые могут поражать цели на высотах до 240 км, то есть за пределами земной атмосферы в ближнем космосе. Каждая такая ракета, в зависимости от модификации, стоит от 11 до 18 миллионов долларов. Для американского флота проблема состоит в том, что со стороны хуситов применяются относительно дешевые крылатые и баллистические ракеты, а так же ударные беспилотники, но применяются они в большом количестве. Это относительно лёгкие цели для современных корабельных зенитных ракетных комплексов. Дьявол, как известно, кроется в деталях. А детали таковы. Американскому флоту для поражения относительно дешевых ударных ракет нужно применять дорогие зенитные ракеты. Повторимся, применять сотнями единиц. Деятельность американской авианосной группы в Красном море уже обошлась американскому флоту белее, чем в миллиард долларов. По нынешним временам это много даже для Пентагона. После вывода своих кораблей американцы применили схему, ставшую уже стандартной – передали обязанность бороться с «людьми в тапках» своим европейским союзникам.
Проблемы флотов европейских стран
Военные США сбили в Красном море выпущенные йеменскими хуситами ракеты и беспилотники. Информацию об этом приводит Центральное командование ВС США (CENTCOM).
Формально, это было справедливо – ведь именно страны Евросоюза были главными потерпевшими от морской блокады в Красном море. Командующим многонациональными силами в операции «Aspides» был назначен греческий контр-адмирал Василейос Грипарис (именно поэтому и штаб операции обосновался в Греции). У европейских моряков тоже нашлись свои проблемы. Кроме технических отказов на датских и немецких фрегатах, нештатная ситуация произошла на фрегате бельгийского флота «Louise-Marie» F-931. В Средиземном море, перед заходом в Суэцкий канал, на фрегате проводили контрольные стрельбы. Произошла нештатная ситуация и зенитная ракета RIM-7 «Sea Sparrow» застряла в пусковом контейнере. Фрегат прождал две недели в Средиземном море, пока специалисты технических служб не вынули неисправную ракету. Голландский многофункциональный вспомогательный корабль Zr.Ms. «Karel Doorman» А-833, который должен был стать ядром многонациональных сил, при переходе в Средиземном море сломался, и его направили на ремонт он остров Крит. Немецкий фрегат «Hamburg» F-220 по планам должен был войти в Красное море во второй половине 2024 года, однако, вторжение армии Израиля в Ливан, заставило Правительство Германии задержать фрегат в Средиземном море для возможной эвакуации граждан страны.
Рассерженный и обиженный контр-адмирал Грипарис направил в Брюссель 60-страничный отчет о положении дел, в котором фактически снял с себя всю ответственность за провал «Aspides». Этот документ был опубликован в немецком журнале «Spiegel». Дело в том, что по плану, в Красном море должны были находится одновременно 10 боевых кораблей и вспомогательных судов, а фактически их было не более трех. Конечно, такими силами прикрывать торговое судоходство в Красном море невозможно. Реакция на докладную адмирала в Европе была прохладной. Германия, например, новых кораблей не обещала, но при этом заявила, что может помочь офицерами штаба операции. До сегодняшнего момента европейские страны проблему продолжения операции «Aspides» не согласовали.
Израиль
Неожиданная информация по узлу Красного моря пришла из Израиля. Поняв, что эффективной помощи в разблокировке судоходства в Красном море от США и европейских стран ожидать не следует, израильское руководство задумалось о создании своей военной базы в регионе. Правительство страны рассматривает вопрос о создании израильской военной базы в непризнанном Сомалиленде Об этой новости сообщила «Middle East Monitor» – некоммерческая организация по мониторингу прессы. Шаг необычный. Чтобы получить разрешение на открытие базы, Тель-Авив, якобы, собирается установить дипломатические отношения с непризнанным Сомалилендом, силы которого контролируют северную часть Сомали и имеют выход к Аденскому заливу. Теоретически, такая база может парировать часть угроз, в частности от атак йеменскими беспилотниками, территории Израиля. Вторым важным фактором является возможность контроля Аденского залива, в котором регулярно появляются иранские боевые корабли и транспортные суда, снабжающие Йемен и Сирию. Представляется, что с финансовой точки зрения затраты на разрешение создания базы будут не высоки.
Заключение
Похоже, пауза в борьбе за Красное море, закончилась. 29 октября военный представитель движение «Ансар Алла» Яхья Сариа сообщил об атаке на три торговых судна в Красном и Аравийском морях. В частности, говорилось об атаке двумя беспилотниками контейнеровоза «SC Montreal» и одной крылатой ракетой контейнеровоза «Maersk Kowloon» в Аравийском море, и атаке несколькими баллистическими ракетами балкера «Motaro» в Красном море. Причина атаки – «Три судна стали объектом нападения, поскольку владеющие ими компании нарушили решение о запрете на проход в порты оккупированной Палестины», Спираль вооруженного противостояния продолжает раскручиваться.