13.9 C
Санкт-Петербург
Пятница, 18 октября, 2024

Почему в полете умирают пилоты

Капитан-пилот «Турецких авиалиний» Ильчехин Пехливан скончался во время выполнения рейса Сиэтл — Стамбул, самолет экстренно приземлился в Нью-Йорке. Как отмечает РИА Новости со ссылкой на представителя авиакомпании Яхъя Устюна, пилоту было 59 лет. В ходе периодического медицинского осмотра в авиационном медицинском центре, уполномоченном Главным управлением гражданской авиации, у Пехливана не было выявлено никаких проблем со здоровьем, которые помешали бы ему выполнять свои обязанности.

К сожалению, несмотря на обязательное предрейсовое медобследование, которое существует в авиакомпаниях разных стран, это далеко не первый случай, когда летчики умирают в полете. В свое время приводилась статистика: март 2007 года — на подлете к Норильску самолета Ил-62 авиакомпании «Россия», летевшего из Москвы в Анадырь, прямо в кабине умер 40-летний бортинженер. Февраль 2008 года — в полете умер второй пилот самолета А320 «Британских авиалиний», выполнявшего рейс из Манчестера на Кипр. Июнь 2009 года — в полете умер командир лайнера авиакомпании Continental Airlines, который летел из Брюсселя в Нью-Йорк. Октябрь 2010 года — в полете умер командир экипажа самолета авиакомпании Qatar Airways, летевшего из Манилы в столицу Катара Доху. Февраль 2012 года — во время рейса из Варшавы в Прагу умер 58-летний командир лайнера «Чешских авиалиний». Сентябрь 2013 года — сразу после рейса умер командир Боинга-737 американской «Юнайтед».

А вот факты последних лет. В августе 2021 года в воздухе стало плохо капитану самолета Biman Bangladesh Airlines, направлявшегося из Маската (Оман) в Дакку. Он умер. Посадку выполнил второй пилот. В сентябре 2022 года пилот авиакомпании «Икар» (Pegas Fly) скончался во время рейса из Новокузнецка в Санкт-Петербург. В августе 2023 года пилот чилийской авиакомпании Latam умер после того, как ему стало плохо в полете из Майами в Сантьяго. Самолет тогда совершил аварийную посадку в Панаме. В прошлом году также были сообщения о нескольких индийских летчиках, которые скончались из-за остановки сердца.

«Кстати, в 2022 году было даже такое: две смерти пилотов за одни сутки, — рассказывает генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко. — В США капитан американской авиакомпании Envoy Air («дочка» American Airlines) сразу после взлета с аэродрома Чикаго/О»Хара потерял сознание. Вернуть к жизни его, как сообщила позднее авиакомпания, «героически» пытались пассажиры и члены экипажа, а также специалисты скорой помощи, которые встречали вернувшийся в аэропорт вылета самолет».

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В тот же день экипаж A321 бахрейнской авиакомпании Gulf Air выполнял рейс по маршруту Бахрейн — Париж/Шарль де-Голль. После вылета самолет находился на маршруте и приближался к ирако-турецкой границе. Однако он резко развернулся и проследовал в иракский аэропорт Эрбиль, где выполнил незапланированную посадку. Причиной отклонения от маршрута стала потеря трудоспособности одним из членов экипажа из-за сердечного приступа. Позднее в больнице он скончался.

Все эти случаи вновь поднимают вопросы о не выявленных вовремя проблемах со здоровьем пилотов, интенсивности их рабочего графика, а также жизнеспособности идеи экипажа с одним пилотом, подчеркивает эксперт.

Известно, что в авиацию, как и в космонавты, берут только с отменным здоровьем. Но нагрузка в полете колоссальная, говорят специалисты. Есть объективные данные: всего за пять минут, которые проходят от принятия решения на посадку до приземления самолета, летчик выполняет до ста операций. При взлете — за четыре секунды более 70. А перепады давления, разница во времени, влияние радиации?..

По статистике, в 65 процентах случаев причина смерти летчиков, пусть даже и не за штурвалом — острые сердечно-сосудистые заболевания. Биологический возраст пилотов к концу летной карьеры, как правило, превышает тот, что указан в паспорте. Иногда на 8-10 лет. «Молодеют» и многие заболевания: раньше обнаруживались у летчиков старше 55 лет, сегодня — у 45-летних.

При этом аналитики утверждают: скажем, в России система медицинского обеспечения полетов лучше западной. Почему? У нас традиционно три уровня экспертизы. Само собой, медконтроль перед рейсом. На языке медиков, «в динамике» летчика наблюдают врачи авиакомпаний и региональные врачебно-летные экспертные комиссии. И главное — есть ЦВЛЭК в Москве. Высшая инстанция. Все новейшие методы диагностики, лечения и реабилитации, которые постоянно внедряются в практику, вначале проходят апробацию именно здесь.

Похожие посты

Новое на сайте