10.1 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

Подводный робот «Аргус-Д» от создателей «Борея-А» и «Витязя-Д» станет в Океане первым среди равных

Чем дальше интересы людей, их научно-исследовательская и производственная деятельность устремляются в Океан, тем все более востребованными становятся беспилотные подводные аппараты разных классов и назначения. В том числе те, что способны вести мониторинг на разных глубинах, а также доставлять или сбрасывать на дно «полезную нагрузку».

Именно такой АНПА под названием «Аргус-Д» разработали в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин», и увидеть его смогут посетители форума-выставки «Армия-2024» уже в ближайший понедельник, 12 августа. Год назад на подобной выставке был представлен аппарат «Аргус», а чем отличается новый — с литерой «Д»? Такой вопрос мы задали накануне руководителю ЦКБ «Рубин» Игорю Вильниту.

— «Аргус» (сейчас он получил индекс «И», от слова «инспектор»), представленный нами в прошлом году, и «Аргус-Д» («доставщик») разрабатываются на одной платформе, принадлежат к одному семейству и, главное, относятся к одному классу — тяжелых АНПА, — рассказал Игорь Владимирович.

По его же словам, аппараты семейства «Аргус» объединяет размер: диаметр корпуса равен одному метру. У них едины основные технические решения по энергетике, движительно-рулевому комплексу, электронным компонентам. Так называемая «межпроектная унификация» позволяет снизить и стоимость строительства, и затраты на последующее использование.

— А принципиально отличаются эти два аппарата своими функциональными возможностями, — раскрывает главное генеральный директор «Рубина». — Первый, что с литерой «И», главным образом предназначен для сбора информации о морском дне или объектах, находящихся на дне. А функция «Аргуса-Д» в основном транспортная — он ориентирован на доставку в заданные участки различного оборудования, в первую очередь электронного…

В качестве примера такой полезной нагрузки могут использоваться, в частности, автономные донные сейсмические станции, которые разрабатывает Институт океанологии имени П.П. Ширшова РАН. С этим академическим НИИ, если все пойдет по плану, конструкторское бюро «Рубин», входящее в Объединенную судостроительную корпорацию, уже в ближайшее время намерено подписать соглашение о сотрудничестве.

Для каких еще целей нужно размещать на дне или на якоре в придонном слое те самые «полезные нагрузки»? Это может быть научная аппаратура, которая способна вести сбор информации об акустических характеристиках океана. В частности, выявлять вклад морского судоходства в акустический фон конкретных районов океана, фиксировать биологическую активность на тех или иных участках морского дна.

Помимо научных исследований в океане «Аргус-Д» способен решать и прикладные задачи — например, в интересах морской добывающей промышленности. По мнению разработчиков аппарата, многое зависит от полезной нагрузки, которую он должен будет доставить в интересующие районы. Например, создание подводных станций, способных вести мониторинг радиационного загрязнения океана, может стать основанием для проектирования версии аппарата в интересах МЧС.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

К этому стоит добавить, что «Аргус-Д» базируется на технологиях, которые обеспечили глубоководному аппарату «Витязь-Д» (тоже детище конструкторов «Рубина») выполнение первой в мире полностью автономной миссии в Марианской впадине («РГ» об этом подробно рассказывала весной и летом 2020 года).

«Витязь-Д» — первый в своем роде глубоководный беспилотник. «Аргус-Д» — первый в России аппарат со сбрасываемой полезной нагрузкой. Для нее в корпусе АНПА предусмотрено пространство длиной до двух метров, шириной 55 и высотой 50 сантиметров. Полезная нагрузка также может размещаться на внешней подвеске аппарата.

Действует «Аргус-Д» независимо от судна с экипажем, продолжительность автономной миссии — около 20 часов при скорости в три узла (для «сухопутного» понимания — это 1,5 метра в секунду). В процессе работы энергетическая установка аппарата, в отличие от двигателей надводного судна, не выделяет углекислого газа. А для увеличения автономности в состав полезной нагрузки может входить дополнительная литий-ионная батарея.

Скорость полного хода «Аргуса-Д» — до 6 узлов, проектная глубина погружения — один километр, с возможностью увеличения до трех. Длина аппарата — 8,9 метра, диаметр, как уже сказано, — ровно метр, вес — около 5,5 тонн. Аппарат оснащен системой уклонения от препятствий. Работу вблизи дна обеспечивают гидролокаторы переднего обзора, доплеровский лаг (измеряет скорость аппарата относительно дна) и альтиметр (определяет расстояние от подводного аппарата до дна и других препятствий, чтобы предупредить столкновение).

Какие функции перспективный подводный аппарат может выполнять автономно, а какие — под контролем оператора?

— Граница между телеуправляемыми и автономными подводными аппаратами все больше стирается, — констатирует Игорь Вильнит. — Телеуправление АНПА под водой может осуществляться, например, по гидроакустическому каналу, а традиционные телеуправляемые аппараты (ТНПА) уже сейчас многие функции способны выполнять самостоятельно. Например, оператор задает аппарату точку, в которую тот должен выйти, а все действия, направленные на решение этой задачи, совершатся без участия человека. Телеуправление аппаратом «Аргус-Д», как мы сейчас представляем, будет производится при выходе из базы и при возврате в нее. Кроме того, если аппарат при выполнении своей миссии столкнется с какими-либо сложностями, он сможет сообщить об этом оператору, и тот возьмет управление на себя…

А что отличает «Аргус-Д» от таких или схожих по функционалу АНПА, создающихся на Западе? В частности, в Канаде, США, в Швеции? Развернутый ответ на эти и другие вопросы — в интервью генерального директора ЦКБ «Рубин» И.В. Вильнита на сайте «Российской газеты» в воскресенье, 11 августа.

Похожие посты

Новое на сайте