6.7 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

Пока банки считают сверхприбыль, бюджет держится на нефтяниках, которым становится всё сложнее наращивать инвестиции

Одно лечат, другое калечат

За период с 2020 года было принято более двух десятков поправок в законодательство, направленных на увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. В результате этого она могла потерять несколько триллионов рублей инвестиционных ресурсов. О сверхдоходах банкиров, металлургов и производителей удобрений Минфин как будто забывает. Нефтяникам – сложные формулы налога на добычу навсегда, остальным – разовые изъятия «для галочки»?

Сюжет: Энергетика России

Сегодня доходная часть российского бюджета практически на 30% состоит из поступлений от прямого налогообложения нефтяной отрасли. Одновременно с этим налоги, уплачиваемые нефтяными компаниями, остаются самыми высокими в сырьевом секторе. Как утверждают аналитики SberCIB, в среднем 76% доналоговой прибыли нефтяных компаний сейчас уходит в бюджет страны. Если обратиться к статистике, то за последние 10 лет нефтяники в качестве налогов заплатили 67 трлн рублей.

Согласно данным той же SberCIB, как раз «Роснефть» имеет самую высокую нагрузку среди нефтяных компаний – у неё этот показатель составляет 79% от доналоговой прибыли (EBIT), у «Сургутнефтегаза» – 77%. Что касается других компаний сектора, для них характерны цифры в диапазоне от 71 до 73%. Если же обратить внимание на совокупные налоговые выплаты в нефтегазовом секторе, то здесь на долю «Роснефти» приходится около 36%, ещё 23% – это «Газпром» (без учёта «Газпром нефти»), 16% – ЛУКОЙЛ.

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин дал примерно такую же оценку, отметив, что налоговая нагрузка на отрасль составляет в среднем 75% от финансового результата. «Такой уровень налоговой нагрузки разрушает саму экономическую модель функционирования отрасли и нарушает права инвесторов, в том числе акционеров – физических лиц, число которых у «Роснефти» превышает 1,3 млн человек», – заявил Сечин после презентации отчёта компании за I полугодие 2024 года. За этот период она обеспечила уплату 2,8 трлн рублей налогов.

Важно отметить, что налоговая нагрузка на нефтяную отрасль имеет устойчивую тенденцию к росту – он происходит почти ежегодно. Влияние на ситуацию оказала и спецоперация на Украине, после старта которой для отрасли дополнительно повысили налоги с целью компенсировать выпадающие бюджетные доходы. В частности, на 2023–2025 годы был увеличен НДПИ на нефть – в результате за указанный трёхлетний период в бюджет должно поступить порядка 630 млрд руб­лей.

Здесь – ослабить, там – закрутить

В этом году в налогообложении нефтяной отрасли снова произошли заметные изменения. Речь идёт о завершении налогового манёвра с 1 января 2024 года, что привело к снижению до нулевого значения пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Вместо этого государство решило сделать ставку на налог на добычу полезных ископаемых. Сам же порядок расчёта НДПИ с начала года изменился – используемый при расчётах дисконт в цене российской нефти марки Urals к цене нефти Brent уменьшился с 20 до 15 долларов за баррель. В результате такой меры были запланированы дополнительные поступления в бюджет в 2024 году в размере 814,9 млрд рублей. Однако в марте случились обратные изменения – дисконт скорректировали на период с 1 января 2024 года. Уже запланировано дальнейшее снижение показателя. В частности, в 2025 году его намерены снизить до 10 долларов за баррель, в 2026-м – до 6 долларов за баррель. Ожидается, что доппоступления в бюджет в результате этой меры в следующем году составят 1,8 трлн рублей, а ещё через год – 2,6 трлн рублей.

Офпред российского МИД прокомментировала расследование недавнего покушения на Дональда Трампа, обратив особое внимание на некоторые важные и удивительные моменты.

В начале этого года с целью компенсации выпадающих бюджетных доходов, которые возникают по причине корректировки демпфирующей надбавки обратного акциза, сумму НДПИ подняли на значение разовой надбавки, учитывающей объём нефти, добытой в период с октября по декабрь 2023 года. Также было принято решение об исключении нулевой ставки по НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых.

Позитивные изменения для нефтяного сектора тоже есть. К ним относят возможность осуществлять перевод с 1 января участков с высоковязкой и сверхвязкой нефтью на режим налога на дополнительный доход (НДД), который берёт в учёт реальную себестоимость добычи. По мнению директора аналитического центра «Яков и партнёры» Геннадия Масакова, которым он поделился с газетой «Ведомости», система НДД предполагает более гибкое распределение налоговой нагрузки с учётом сложности работ на месторождении. При этом эксперт отметил, что рост НДПИ способствует снижению доступного денежного потока для реализации инвестпрограмм, которые запланировали нефтяные компании, и уменьшению рентабельности добычи.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Вычет не поможет

Изменение порядка уплаты налога на прибыль, НДС, НДФЛ, имущественных и других налогов, о котором было объявлено в 2024 году, также не пройдёт незаметно для нефтяной отрасли. Напомним, что согласно принятому Госдумой закону с 2025 года ставка налога на прибыль вырастет с 20 до 25%. Одновременно с этим правительство предусмотрело возможность использования так называемого федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Это механизм, за счёт которого якобы можно сбалансировать рост налога. В частности, сумма налога на прибыль может быть снижена на капрасходы в рамках инвестпроектов, требования к которым установит правительство. Параметры ФИНВ, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова, будут озвучены уже осенью. Эксперты говорят, что в рамках рассматриваемых властями сценариев планируемая предельная сумма вложений, подлежащая вычету, установлена на уровне 5,5–17%.

Повышение налога на прибыль в следующем году должно дополнительно принести государству около 1,6 трлн руб­лей, а согласно информации, содержащейся в пояснительной записке к законопроекту о вычете, его размер составит порядка 0,3 трлн рублей. Оценивая долю налога на прибыль в общей сумме налогов нефтяников, инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов говорит о цифре порядка 7%, подчёркивая, что здесь нельзя делать вывод о её несущественности для отрасли. Он также особо подчеркнул, что именно для нефтяного сектора сейчас характерен наибольший уровень налоговой нагрузки, составляющий 75% финрезультата, в то время как в других крупных отраслях, таких как, например, химическая промышленность и производство минеральных удобрений, а также электроэнергетика, показатель равен 26% и 39% соответственно. На этом основании эксперт не исключил, что пополнение бюджета за счёт активно инвестирующей отрасли может иметь негативные долгосрочные последствия.

По данным компании Kasatkin Consulting, в 2023 году размер инвестиций российских ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания. — Ред.) увеличился в полтора раза, достигнув значения 2,7 трлн рублей, а в 2026-м показатель может вырасти до 3,1 трлн руб­лей. Что ждёт российские месторождения, если эти планы придётся пересматривать?

Пока банки считают сверхприбыль, бюджет держится на нефтяниках, которым становится всё сложнее наращивать инвестиции

Леонид Крутаков, политолог, публицист, аналитик

Леонид Крутаков, политолог, публицист, аналитик

– Налоговая нагрузка в нефтяной отрасли запредельная. С учётом всех косвенных налогов она может доходить до 82%. Для сравнения: в банковском секторе – 27%. В 2023 году банки заработали 3,3 трлн рублей, в этом году, по прогнозам, их прибыль будет ещё выше. Это самый прибыльный бизнес в России, хотя банки существуют не для выкачивания денег из экономики, а для кредитования промышленности, ведь именно там обеспечивается реальный рост производства и национального благосостояния.

Во всём мире существует дифференцированное налогообложение банков. При превышении чистой маржи – разницы между депозитом и выдаваемым кредитом – на 1,5–2% начинается прогрессивный налог, который делает для банков невыгодным повышение кредитной маржи и получение сверхприбыли из реального сектора. Они могут расти только за счёт роста объёма кредитования. Рост объёмов даёт рост прибыли, а не рост процента при сокращении объёма кредитования, как у нас это выстроено.

Налоговая нагрузка в горнорудной отрасли, которая схожа с нефтянкой, – 35%. Алмазы и драгметаллы – 31%, добыча газа – 62%. Минфин говорит, что мы должны обеспечить стабильность налоговой системы. Но о какой стабильности можно говорить при таком разбросе налоговой нагрузки на отрасли?

Конечно, это урезает инвестиционные возможности нефтяной отрасли, урезает возможности роста экономики России – не ВВП за счёт роста мировых цен на нефть, а реального роста экономики: в кранах, километрах, в длине трубопроводов, в строительстве новых газовозов, танкеров и всего прочего.

Почему такое происходит? Системная проблема одна и очень серьёзная: у нас за рост экономики и за доходы бюджета отвечают крупные компании, а правительство отвечает за расходы. Если, например, для той же «Роснефти» строительство «Восток Ойл» – это инвестиции в будущее, то для Минфина – это изъятие средств из бюджета. Там, где реальный сектор видит будущий рост, Минфин видит только потери, за рост экономики он никак не отвечает.

Похожие посты

Новое на сайте