13.4 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

Сегодня эстонская компания является монополистом на маршрутах в Финском и Ботническом заливах

Заклятые друзья Северной Балтики. «Viking Line» и «Tallink Grupp»

Конкуренты в бизнесе всегда следят друг за другом. Объединение трех судоходных компаний и их паромной «дочки» под брендом «Silja Line» породил у конкурентов желание симметричного ответа. Так появился «Viking Line» – прямой конкурент «Линии тюленя». В этой статье мы расскажем об отчаянной борьбе за местного скандинавского пассажира и туристов, которую ведут две скандинавские компании.

Конкурентная борьба. «Viking Line»

Все началось в далеком уже 1959 году. Финский капитан дальнего плавания Гуннар Эклунд с Аландских островов создал судоходную компанию «Rederi AB Vikinglinjen», для которой купили в Великобритании старый паровой автомобильный паром постройки 1924 года SS «Dinard», который получил название SS «Viking». Паром стал работать на линии Галтбю (остров Корпо, Финляндия) — Мариехамн (Аландские острова) – Греддё (Швеция). «Викинг» стал первым автомобильным пассажирским паромом, который связал Швецию и Финляндию. До этого автомобили перевозили на пассажирских или грузовых пароходах на верхней палубе. Их погрузка производилась кранами с причала на борт. Практически сразу после первого рейса «Викинга», компания Эклунда открыла линию Симпнес – Мариехамн. Поскольку второго парома купить не удалось, на линии работало грузовое судно M/S «Slite», переоборудованное в паром. Бизнес не всегда бывает гладким, и в 1961 году Гуннар Эклунд покидает компанию и создает новую – «Ålandsfärjan AB». Для нее покупается еще один старый автомобильный паром 1933 года постройки S/S «Ålandsfärjan», который стал работать на линии Мариехамн – Греддё.

Сегодня эстонская компания является монополистом на маршрутах в Финском и Ботническом заливах

Паром Мариелла в порту Хельсинки (фото: Андрей Максимов)

Сегодня эстонская компания является монополистом на маршрутах в Финском и Ботническом заливах

Паром Изабелла выходит из порта Мариехамн (фото: Андрей Максимов)

Сегодня эстонская компания является монополистом на маршрутах в Финском и Ботническом заливах

Паром Балтик Кристина в Стокгольме (фото: Андрей Максимов)

Как рассказали в Ассоциации туроператоров России (АТОР), отдых на Кипре в текущем летнем сезоне обходится туристам из РФ дешевле, нежели путешествия в Испанию и Италию.

В те годы, судоходные паромные компании были небольшими, владеющими только несколькими судами. Конкуренция между ними была достаточно жёсткая, и создание двумя финскими и одной шведкой компаниями и их паромной «дочкой» линии «Silja Line» заставило их конкурентов создать свою линию. Три финских судоходных компании «Vikinglinjen», «Slite», «Ålandsfärjan» объединились и создали свою линию ««Viking Line». Впоследствии, компании продавались, сливались и меняли название. В этой статье мы не будем рассказывать обо всех изменениях. 19 августа 1966 года новая компания была внесена в Коммерческий реестр Финляндии. Головной офис «Викингов» располагается в городе Мариехамн на Аландских островах. Началась конкурентная борьба за пассажиров. Паромы «Silja Line» были белые с голубым символом, паромы «Viking Line» красно-белые. Оттенок красного, как утверждают историки компании, был взят с цвета помады жены Председателя компании «Slite». У «Сильи» талисманом был тюлень Гарри, у «Викингов» – кот Вилли. Корабли каждой из трех компаний можно было легко отличить по названию: все корабли «Sally» в своих названиях имели слово «Viking», «Slite» своим паромам давали названия из римской и греческой мифологии, а «SF Line» свои паромы называла женскими именами с окончанием на –ella – «Mariella», «Cinderella» и т.д. Немного отличалась концепция двух новых объединений. «Viking Line», в отличие от «Silja Line», предлагал более низкие цены и позиционировал себя как паромный оператор для всех. Философия линии заключается в предоставлении доступных морских путешествий всем категориям пассажиров. «Силья» была более аристократична, хотя по уровню комфорта, еды и развлечений на борту они, в общем, равнозначны. Обе компании активно эксплуатируют концепцию круизного парома.

Конкурентная борьба развернулась в полную силу. Никто не хотел уступать. На двух основных маршрутах (Хельсинки – Стокгольм и Турку – Стокгольм) паромы обеих компаний ходят парами. Из Хельсинки первыми выходят «Викинги», из Стокгольма – «Силья». «Viking Line» так же пережил ряд трудностей, но руководство оказалось удачливее конкурента, и компания в настоящее время является успешным независимым игроком на рынке паромных перевозок в Северной Балтике. Более того, за последние годы были спущены на воду и введены в строй три инновационных парома M/S «Viking XPRS» для линии Хельсинки – Таллин, M/S «Viking Grace» и M/S Viking Glory» вместимостью по 2800 пассажиров для линии Турку – Мариехамн – Стокгольм. Паромы работают на сжиженном газе. «Viking Line» продолжает успешно конкурировать теперь уже с «Tallink Grupp».

В отличие от «Silja Line», «Викинги» эксплуатируют не только линии Хельсинки – Стокгольм и Турку – Стокгольм с заходом в Мариехамн на Аландских островах, но и линии Мариехамн — Капельшер и Хельсинки – Таллин. И последнее. Не надо путать паромную линию «Viking Line» и круизного оператора «Royal Viking Line», лайнеры которого ходили с 1972 по 1998 год, а так же «Viking River Cruises» – оператора речных круизов по рекам мира. В 2013 году это компания стала называться «Viking Cruises» и разделилась на три направления – «Viking River Cruises» (речные круизы по всему миру, в том числе и по рекам России – только для иностранцев) , «Viking Ocean Cruises» (морские круизы) и «Viking Expeditions» (экспедиционные круизы по всему миру).

Конкурентная борьба. «Tallink Grupp»

Сегодня эстонская компания является монополистом на маршрутах в Финском и Ботническом заливах

Паром Мелодия в порту Таллина (фото: Андрей Максимов)

Американская рэп-исполнительница Lizzo впервые дала комментарии после обвинений в домогательствах и дискриминации. Ранее работавшие с ней танцовщицы обвинили рэпершу в создании враждебной рабочей среды.

Сегодня эстонская компания является монополистом на маршрутах в Финском и Ботническом заливах

Паром Фантазия у причала Морского вокзала в Санкт-Петербурге (фото: Андрей Максимов)

Сегодня эстонская компания является монополистом на маршрутах в Финском и Ботническом заливах

Паром Стар в Финском заливе (фото: Андрей Максимов)

Истоки «Таллинка» уходят в советское прошлое, когда Таллин был базой Эстонского морского пароходства (ЭМП) Министерства морского флота СССР. В советскую эпоху, кроме Черноморского морского пароходств, которое было головным по морским круизам в стране, многие пароходства имели на своем балансе пассажирские теплоходы, которые использовались для обеспечения перевозок пассажиров в зоне ответственности пароходства. ЭМП было небольшим пароходством и единственным крупным портом, куда можно было организовать морские круизы, был финский Хельсинки. После разрешения на организацию таких путешествий (с середины 60-х годов), во флот ЭМП было передано несколько пассажирских судов. Всего таких теплоходов было четыре. Первым на линию Таллин – Хельсинки в 1965 году встал пассажирский теплоход «Ванемуйне» (бывший «Артек») проекта 543А тип «Ай-Петри». В 1968 году его заменил более крупный «Таллин» (бывший «Сванетия») проекта 592 тип «Киргизстан». В 1980 году (год Московской олимпиады, в Таллине проходила Олимпийская регата) на линию встал автомобильный пассажирский паром «Георг Отс» польской постройки проекта В-493 1-й серии. На круизах по Сайменскому каналу использовался небольшой пассажирский теплоход «Лайне» (бывший «Юнга») проекта 1862 тип «Сулак».

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В мае 1989 года ЭМП создало совместное предприятие с финской компанией «Palkkiyhtymä Oy». Был куплен паром MS «Scandinavian Sky», который переименовали в MS «Tallink». Вместе с «Георгом Отсом» он стал работать на линии Таллин – Хельсинки. Совместное предприятие было переименовано в «Таллинк» – по названию первого судна. На этой линии стал работать и грузовой паром MS «Transestonia». К 2000 году «Таллинк» стал полностью эстонской компанией, а через акционеров в компанию вложил деньги «Сити банк». С этого момента начались покупки паромов и, самое главное, заказ новых паромов на судостроительных заводах. Сначала флот компании пополнили MS «Vana Tallinn», MS «Meloodia», MS «Fantaasia», MS «Regina Baltica» (бывший «Viking Song» и «Анна Каренина» Балтийского морского пароходства в самом конце его существования) и MS «Baltic Kristina». Это позволило открыть новые линии Таллин – Стокгольм, Хельсинки–Таллин– Травемюнде (Германия), Палдиски (Эстония) – Капельшер (Швеция).

С 2000 года флот компании стал пополняться современными большими паромами. Первыми стали MS «Romantika» (для сообщения с Хельсинки) и MS «Victoria I» (для сообщения со Стокгольмом) на 2 500 пассажиров. MS «Fantaasia» поставили на новую линию Санкт-Петербург – Таллин. Паром проработал на ней несколько лет, а потом линию со скандалом закрыли. «Таллинк» обвинил Большой порт Санкт-Петербурга в необоснованном повышении цен за заход их парома в российский порт.

Параплан упал в Финский залив в Ленинградской области, мужчина, который им управлял, доставлен в больницу, в настоящее время по этому факту проводится проверка.

После присоединения «Silja Line», «Tallink Grupp» стал развиваться семимильными шагами. В строй стали вводиться крупные современные паромы MS « Galaxy» и MS «Baltic Princess» (по сути, это удлиненная версия парома MS «Romantika»), MS «Star», MS «Superstar», MS «Baltic Queen». Вместе с флотом «Сильи» это позволило «Таллинку» совершить самую настоящую экспансию в сфере паромных перевозок в Балтийском море. В дополнение к существующим линиям, о которых мы уже рассказали, появилась линия Рига – Стокгольм, туристические маршруты Хельсинки – Таллин – Висбю (на шведском острове Готланд). Более того, в 2006 году руководство «Таллинк» выразило заинтересованность в управлении паромной линией Стокгольм – Висбю, но шведские власти категорически отказали. «Tallink Grupp» сумел справиться с опасным греческим конкурентом «Attica Group» и выкупил у него линию Росток (Германия) – Ханко (Финляндия). Об этой компании будет рассказано в третьей части статьи. Выкупленные паромы MS «Superfast VII» и MS «Superfast VIII» сначала работали на несколько измененной линии в Германию (Хельсинки – Таллин – Росток), но потом «Таллинк линию закрыл, а паромы передал в чартер зарубежным компаниям. Вообще, это стиль руководства «Таллинка» – они сдают старые, или не нужные им сейчас паромы в аренду с последующей продажей. Так, почти все эстонские паромы (кроме самых первых), сегодня работают в Средиземном море. Так же, как и «Silja Line», «Таллинк» организовал работу скоростных паромов на своей основной линии на Хельсинки и грузовых паромов сообщением между портами Финляндии, Эстонии и Латвии со Швецией.

Что интересно. Линия Таллин – Стокгольм так же стала заходить в Мариехамн. Эстонские судовладельцы то же хотят получать прибыль от работы баров и магазинов на борту своих паромов. Но не всё так гладко. В 2009 году сообщалось о первых финансовых трудностях компании. Сказывалась покупки «Сильи» и греческой линии. Но тогда обошлось тем, что банки получили право более полного контроля над деятельностью «Таллинка». Тогда к потерям можно отнести закрытие немецкой линии и передачей бывших греческих паромов во фрахт канадской компании. Тем не менее «Таллинк» старается развиваться. Заложен, построен и введен в строй новый паром на сжиженном природном газе MS «Megastar» для линии Таллин – Хельсинки. Был выдан заказ на второй паром MS «MyStar» Новой потерей компании стал отказ от линии Рига – Стокгольм. Последний рейс по ней прошел в декабре 2020 года.

Надо признать, что финансовое положение «Tallink Grupp» достаточно напряженное. Об этом говорит тот факт, что несколько новых паромов сданы в аренду, а рижскую линию компания была вынуждена закрыть. Вероятно, это можно объяснить тем, что руководство «Таллинка» частично пошло по пути расширения бизнеса по схеме «Сильи». То, что пока эстонцы избегают самого худшего, есть заслуга и банков, которые более плотно контролирую бизнес.

Наш рассказ о паромных компаниях Северной Балтики будет не полным, если не рассказать о ещё нескольких компаниях, крупных и небольших, которые оперируют своими судами в этом регионе.

Продолжение следует

Похожие посты

Новое на сайте