10 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

Сегодня в составе американского флота нет ни одного фрегата

Проблемы флотов стран НАТО. США

В наши дни мир находится на грани войны. СВО на Украине, Ближневосточный узел, в который втягиваются всё больше стран, потенциальные конфликты в Южно-Китайском и Балтийском морях, Тайваньский вопрос – уже идущие и потенциальные локальные войны готовы поджечь планету. Почти во всех этих районах ведущие страны предусматривают участие своих военно-морских сил.

Однако, многие десятилетия мирной жизни (сейчас мы не говорим о локальных войнах, которые происходили практически постоянно с 1945 года) сыграли с военными моряками злую шутку. Флоты ведущих стран не могут вести боевые действия высокой интенсивности в нескольких конфликтах одновременно – для этого просто нет кораблей и экипажей для них. В этой статье мы попробуем понять, в чем причина подобного состояния дел в ведущих флотах Запада. Начнем наш рассказ с ВМФ США.

Авианосцы

Формально, на бумаге, американский флот остается самым многочисленным и сильным на планете. Но это на бумаге. Рассмотрим проблемы, которые сегодня серьезно беспокоят американских адмиралов.

Сегодня в составе американского флота нет ни одного фрегата

Крейсер типа Тикондерога (фото: Wikimedia Commons/ Tyler R. Fraser)

Резко изменилась значимость боевых кораблей различных классов. Поясним это на примере. Почти 80 лет авианосцы были главной ударной силой флота, причем, что важно, при действии «против берега» эти корабли практически не подвергались никакой опасности, так как радиус действия палубной авиации значительно превосходил дальности полета противокорабельных ракет. Кроме этого, авианосцы действуют в составе АУГ – авианосных ударных групп, куда, кроме авианосца входит один ракетный крейсер типа «Тикондерога» и два – три ракетных эсминца типа «Арли Бёрг». Для того, чтобы противодействовать угрозам, исходящим от американских АУГ, советскому флоту приходилось задействовать многочисленные силы – от атомных подводных лодок с крылатыми ракетами до полетов разведывательных самолетов и работы разведывательных спутников. А для того, чтобы поразить атомный авианосец, надо было провести массированную ракетную атаку, чтобы перегрузить ПВО всех кораблей, входящих в АУГ.

Сегодня в составе американского флота нет ни одного фрегата

USS Nimitz (фото: Wikimedia Commons)

Что изменилось в последние годы? Изменений два, и оба крайне неприятны для американского флота. Во-первых, это количество авианосцев в американском ВМФ. На сегодня, в составе ВМФ США 10 атомных авианосца типа «Нимиц» (CVN-68 – CVN-77) и один типа «Джеральд Форд» CVN-78. Ещё один авианосец этого типа «Джон Ф. Кеннеди» CVN-79 достраивается на плаву, и CVN-80 находится на стапелях. Вроде бы количество соответствует американским доктринам, но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Во-первых, программа строительства новых авианосцев реализуется с большим опозданием. Это естественно. Отладить такой сложный боевой корабль как авианосец – дело не месяцев, а лет. Аналогичные «детские болезни» были и у головного «Нимица» в далеком 1974 году. Во-вторых, что тоже объяснимо, американский ВПК обманул флот, первоначально заявляя, что новые авианосцы будут на 30% эффективнее «Нимицев». Этого не произошло. Их боевые возможности сопоставимы. А, в-третьих, американские адмиралы явно не в восторге от перспективы стоимости новых авианосцев. За три «Форда» флот мог бы получить пять «Нимицев». Лоббисты ВПК одержали очередную победу. В результате, стоящие в строю «Нимицы» вынуждены использовать более интенсивно. Так, во времена «холодной войны» срок оперативного развертывания американской АУГ был 6 месяцев, а сегодня – 8-9 месяцев. Это резкое повышение нагрузки, на экипаж авианосца и на технику (авианосец и его самолеты). Всё это приводит к увеличению различного рода ЧП, как в «горячих точках», так и на переходах и стоянках. Дело доходит до таких неприятных моментов, как самоубийство членов экипажей авианосцев. Два авианосца находятся в длительном ремонте с заменой активной зоны реактора. По планам, третий так же должен встать в ремонт, но возможно, в силу сложившейся ситуации, ему продлят эксплуатацию. Все это приведет к тому, что существующие «горячие точки» американские авианосцы перекрывают, но, если разразится война за Тайвань, резервов у американского флота уже не будет.

Командующего атомными субмаринами королевства ищут по объявлению

Но не это самое страшное. Появился новый класс ракетного оружия – противокорабельные баллистические ракеты. Они разработаны в КНР и стоят на вооружении китайской береговой обороны под названием «Дунфэн-21», «Dōng fēng-21», – «Восточный ветер-21». Это семейство баллистических ракет средней дальности, способных поражать цели по различным данным на расстоянии от 1 800 км до 2 000 км. В семействе DF-21 вариант DF-21D – единственная в мире противокорабельная баллистическая ракета. Поиск американских авианосцев производится авиационными и космическими средствами, которые выдают первоначальные координаты для DF-21D. В дальнейшем спутники продолжают наводить ракету по радиолокационному и оптико-электронному каналам. Самое неприятное заключается в том, что на конечном этапе ракета развивает гиперзвуковую скорость и сбить её достаточно сложно. Кроме этого, в последнее время появилась информация о появлении подобных ракет авиационного базирования. Пуски осуществляются с бомбардировщиков Н-6 китайского флота. Это глубокая модернизация старого советского бомбардировщика Ту-16. Пусть никого не смущает давность разработки. Самолеты будут производить пуски в районах, безопасных от атак вражеской авиации. Американские адмиралы стали осознавать, что в Южно-Китайском море нужно будет применять какую-то новую тактику, так как подвести авианосцы к рубежу подъёма ударной палубной авиации без потерь теперь невозможно. Как будет действовать американский флот – покажет время.

Ракетные крейсера и эсминцы

Вторая головная боль ВМФ США касается кораблей класса крейсер – эсминец – фрегат. Для обороны авианосных групп с 1983 года в состав флота стали поступать крейсера УРО типа «Тикондерога» «Ticonderoga» CG-47. Это были самые маленькие ракетные крейсера в истории американского флота (их полное водоизмещение составляет 9 800 тонн), но на них впервые была установлена боевая информационно-управляющая система «Иджис». Всего с 1983 по 1994 годы было построено 27 ракетных крейсеров этого типа. О возможностях этого корабля говорит то, что в корпусе менее 10 000 тонн уместилось 11 РЛС различного назначения, и 122 ракетные шахты для ударных, зенитных ракет и противолодочных ракето-торпед. Они постепенно списываются. Последний крейсер должен быть исключен из состава флота в конце 20-х годов. Но эти крейсера являются основой обороны АУГ и флагманами прочих соединений. Флот с большой неохотой списывает их, так как полноценной замены им нет.

Сегодня в составе американского флота нет ни одного фрегата

Фрегат типа Констеллейшн (фото: Wikimedia Commons/ U.S. Navy graphic)

Вторыми кораблями, вокруг которых сегодня кипят споры, стали ракетные эсминцы типа «Арли Бёрг». В некотором смысле, это уникальные корабли. Головной эсминец USS «Arleigh Burke» DDG-51 был введен в строй в 1991 году. Работы по этому проекту начались еще в 70-е годы ХХ века. Новый эсминец должен был заменить все эсминцы американского флота, начиная от «Гирингов» и заканчивая относительно новыми «Спрюенсами». Получился действительно мощный универсальный корабль. Правда, очень дорогой. Строительство серии продолжается, и последние эсминцы по своей стоимости стали превышать стоимость модернизации тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов». Правда и то, что получился мощный универсальный боец. Теоретически, можно было отказаться от всех других боевых кораблей американского флота (кроме авианосцев и десантных кораблей) и строить только эсминцы этого типа. Но так, естественно, не поступили, потому что любой специализированный корабль выполнит свою задачу лучше универсала и будет стоить значительно дешевле. Всего было построено 62 эсминца трех подсерий. В начале века американские адмиралы объявили о строительстве новых эсминцев типа «Зумвальт» USS Zumwalt DDG-1000. По своим ТТД и внешнему виду этот корабль напоминает «Звезду смерти» из «Звездных войн». Строили его долго, очень долго доводили до боевого состояния, а потом пришли к выводу, что за те деньги, которые он обошёлся американскому налогоплатильщику – 1,4 миллиарда долларов за каждый эсминец – он американскому флоту не нужен. Планировалось построить серию из 32 кораблей, построили три, которые в повседневной деятельности флота участия не принимают. Контракты на строительство 29 эсминцев отменили. Взамен «Зумвальтов» ВМФ США продолжил серию кораблей типа «Арли Бёрг». Построили 11 эсминцев четвертой подсерии, строительство двенадцатого идёт полным ходом. Вероятно, серия будет продолжена. На 2021 год 69 эсминцев в строю, 4 – спущены на воду, 3- заложены и строятся на стапелях. На 13 кораблей подписаны контракты на строительство.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Ранее озвученную в ФРГ инициативу о том, что российские ракеты над Украиной можно сбивать с территории некоторых государств НАТО, продолжают комментировать.

Эти корабли стали ядром охраны авианосных и десантных групп американского флота, а также выполняют задачи по проецированию угроз на морях и океанах. Проблема американцев заключается в том, что сегодня в ВМФ страны практически нет кораблей класса фрегат и корвет – об этом чуть ниже. Поэтому для решения ВСЕХ задач флота (не считая их основных миссий) – патрулирование вод Юго-Восточной Азии, обозначения присутствия и проецирования силы в европейских и африканских водах, борьба с сомалийскими пиратами (в своё время), визиты вежливости и многое другое выполняется только эсминцами типа «Арли Бёрг». Других сегодня нет. Но решения всех задач не требует эсминец УРО водоизмещением 9 000 тонн с системой ПРО на борту. Даже во времена «холодной войны» ни одна из стран не имела в строю такого количества кораблей I ранга, которые к тому же очень часто выполняют задачи фрегатов и корветов, при этом уменьшая свой дорогой ресурс. Однако, при поставленной задаче увеличить численность американского флота до 350 единиц, американские адмиралы продолжают проводить этот удивительный эксперимент.

Литоральные боевые корабли

Сегодня в составе американского флота нет ни одного фрегата

USS Freedom (фото: Wikimedia Commons/ James R. Evans)

Сегодня в составе американского флота нет ни одного фрегата

USS Independence LCS-2 (фото: Wikimedia Commons/ Nicholas Kontodiakos)

Одной из самых скандальных историй в структурах, связанных с американским флотом, стала тема так называемых литоральных кораблей. Всё началось на рубеже ХХ и XXI веков, когда расширение НАТО включило в потенциальную зону боевых действий внутренние моря – Балтийское и Чёрное. Было понятно, что введенный в них авианосец будет уничтожен в течение нескольких суток. Несмотря на свою универсальность, эсминцы УРО типа «Арли Бёрг» так же не годились для таких акваторий. С большой степенью вероятности, они бы успели осуществить пуски своих «Томагавков», но уйти от ответного удара уже не смогли бы. Американские адмиралы понимали, что для ведения войны на Балтике и Чёрном море нужны другие корабли. Флот заказал два типа литоральных кораблей – так стали называть новый класс в Америке. Они занимали промежуточное положение между фрегатами и корветами. Корабли получили индекс LCS – littoral combat ship. Были построены 16 кораблей типа USS «Freedom» LSC-1 и 19 кораблей USS «Independence» LCS-2. Последние выполнены по схеме тримарана – очень редкое решение в истории судостроения. Изначально, хотели построить по одному кораблю каждого типа, после чего выбрать победителя и строить уже большую серию. Однако, в дальнейшем решение поменяли, и стали строить корабли уже двух типов. Но, как говорят, «что-то пошло не так». Корабли получились откровенно плохими. Вероятно, это произошло потому, что разрабатывали боевой корабль с непривычными для американских конструкторов характеристиками и техническими требованиями. Может быть, повлиял еще какой-то фактор, но факт остается фактом – новейшие корабли сразу после принятия их в состав флота выводят в резерв и списывают. «Freedom» поучаствовал в нескольких операциях американского флота, в которых выяснилось, что у него крайне ненадёжный главный двигатель, который постоянно выходит из строя. И это на новом корабле, где все механизмы находятся на гарантии завода-изготовителя. Аналогичная ситуация получилась и с «Independence», правда, его проблемы не касались двигателей. Сколько стоила эта история американскому налогоплательщику – доподлинно не известно. Цифры называют разные, но это миллиарды долларов. Правда, американцы не были бы американцами, если бы они не попытались продать никому не нужные корабли. Покупатель нашелся – Саудовская Аравия проявила заинтересованность в покупке четырех «Freedom». Кораблей для ведения боевых действий в закрытых морях, у американского флота по-прежнему нет.

Фрегаты

В немецком парламенте одобрение получила инициатива о применении западных зенитных комплексов с территории государств НАТО с целью противодействия российским ракетам.

Если честно, то не совсем понятна первопричина проблемы с фрегатами. Весь ХХ век сильной стороной американского флота было наличие кораблей, предназначенных для сопровождения конвоев. Обеспечение переброски войск и военных грузов через Атлантический и Тихий океаны было в списке основных задач флота. Последней крупной серией фрегатов, главной задачей которых была противолодочная и противовоздушная оборона, были корабли типа «Оливер Х. Перри» – USS «Oliver Hazard Perry» FFG-7. Нужно было создать относительно дешевый корабль, предназначенный для противолодочной и противовоздушной обороны океанских конвоев, амфибийных соединений и противолодочных групп. Всего за период с 1977 по 1989 годы был построен 51 фрегат. Корабль получился надежным и удачным. Еще 20 кораблей по американскому проекту по лицензии были построены в Австралии, Испании и на Тайване. После окончания срока службы фрегаты этого типа списывались, были мишенями при пусках ракет с новых кораблей, продавались за границу. Сегодня такие фрегаты входят в состав ВМФ Тайваня, Турции, Испании, Австралии, Египта, Польши и Бахрейна. Несколько последних фрегатов этого типа дослуживают в составе американского флота. По не совсем ясным причинам, в своё время, не заказали разработку проекта фрегата, предназначенного для замены «Перри». В результате несколько лет назад сложилась ситуация (как всегда, неожиданная), когда потенциальные транспортные перевозки через океаны оказались без прикрытия, Амфибийные и десантные группы флот мог защитить только дорогими и мощными эсминцами типа «Арли Бёрг».

Сегодня в составе американского флота нет ни одного фрегата

Эсминец типа Арли Бёрг Jack H. Lucas DDG-125 (фото: Wikimedia Commons/ United States Navy)

Проблема приобрела столь скандальный характер, что руководство флота пошло на беспрецедентный шаг – для сокращения времени было принято решение не давать задание на разработку проекта американской компании, а купить в Европе подходящий проект и адаптировать его под американские требования. Конечно, формально был объявлен конкурс, победителем которого был объявлен многоцелевой фрегат типа FREMM итальянской компании «Fincantieri Marinette Marine». Эти корабли в различных вариантах входят в состав ВМФ Италии и Франции. Головной корабль получил название USS «Constellation» FFG-62. Церемония резки стали для будущего фрегата прошла 31 августа 2022 года. Пока предполагается серия в 20 единиц при темпе ввода в строй по два корабля в год. В ближайшие годы в американском флоте океанских фрегатов ПВО и ПЛО не будет.

Заключение

Флот США по-прежнему остается самым мощным в мире. Он может обеспечить эффективное участие страны в двух войнах одновременно. Но то, о чем мы рассказали в статье, говорит о серьезных проблемах не только в ВМФ, но и в стране в целом. Насколько эти проблемы снизят потенциал американского флота – покажет время.

Свои проблемы есть и в английском флоте.

Окончание следует

Похожие посты

Новое на сайте