Содержание:
Береговая охрана – морские стражи, или резерв ВМФ?
Морские пограничники решают несколько задач. Кроме основной – охраны государственной границы на воде – они могут проводить спасательные работы, патрулировать экономические зоны своей страны, и, на случай большой войны, быть резервом для военно-морского флота. Решение последней задачи возможно по-разному.
Сюжет: Армия
В некоторых странах пограничные корабли изначально вооружаются по стандартам военно-морского флота. В некоторых – предусматривается возможность установки дополнительного оружия на случай войны. Есть страны, в которых считают, что Береговая охрана должна заниматься только охраной границы. В нашей стране концепция пограничных кораблей менялась несколько раз. В этой статье мы расскажем об изменении подходов к этому вопросу в Императорской России, Советском Союзе и современной России.
Отдельный корпус пограничной стражи
Свой рассказ мы начнем с конца XIX века. Тогда в России для охраны границы и борьбы с контрабандистами строили небольшие вооруженные паровые яхты. Официально они классифицировались как «пограничные крейсера», хотя повторимся – по сути это были небольшие паровые или моторные яхты – которые были сведены в крейсерские флотилии судов Отдельного корпуса пограничной стражи. Первые три флотилии были сформированы в 1893-1899 годах на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях. Они были вооружены несколькими 37-мм и 47-мм пушками. Столь слабое вооружение соответствовало поставленной задаче. Главным в то время была борьба с морской контрабандой, которая активно процветала в европейских водах Империи. К началу ХХ века крейсерская флотилия появилась и в Белом море. В случае войны пограничные корабли входили в состав военно-морского флота Российской Империи. К 1917 году в стране несли службу:
– на Балтийском море пограничные крейсеры «Беркут», «Кондор», «Абрек», «Орел», «Страж», вооруженные яхты «Роксана» и «Кобчик»;
– на Чёрном море пограничные крейсеры «Коршун», «Ворон» и «Ястреб»;
– На Каспийском море пограничный крейсер «Часовой», яхта «Кречет» и моторный катер «Чайка»;
– На Белом море три моторных катера и гребные суда.
Некоторые пограничные крейсера пережили революцию и гражданскую войну и служили в Красном флоте, правда, в качестве посыльных, гидрографических или опытовых судов. У морских пограничников, как и у военных моряков, есть традиция передавать названия списанных кораблей вновь построенным. В составе Береговой охраны БОХР современной России несут службу пограничные сторожевые корабли 4-го ранга проекта 03050 шифр «Гюйс» «Коршун», «Ястреб» и «Кречет»
Морчасти погранвойск
ППС Забайкалье проекта 22120 в СПб 2019 год (фото: Андрей Максимов)
Когда в начале 20-х годов в стране стали создавать погранвойска, положение с пограничными кораблями и катерами было критическим. Вначале восстанавливали и вооружали любые подходящие суда. Примером может служить парусно-моторная шхуна «Валюта», служившая в Одессе. Небольшое тихоходное судно пресекала обильную контрабанду, направлявшуюся в город. По мотивам деятельности «Валюты» в 1956 году был снят художественный фильм «Капитан «Старой черепахи»». Одно время идея создания пограничных патрульных шхун была популярна и в 20-х годах для Балтийского моря была построена серия таких шхун типа «Красноармеец». Следующим шагом стало строительство в Ленинграде на верфи Золотова пограничных сторожевых катеров специальных проектов. Что интересно. Сегодня эта верфь называется ПАО СФ «Алмаз» и продолжает строить для БОХР России пограничные корабли различных проектов.
ПСКР Безупречный проекта 22460 в Севастополе 2019 год (фото: Андрей Максимов)
По словам лидера турецкой партии «Родина» (VATAN) Догу Перинчека, Российская Федерация борется на Чёрном море с «пешками» Соединённых Штатов и сторонников Израиля.
ПСКР Изумруд проект 22460 в СПб 2014 год (фото: Андрей Максимов)
Постепенно, Советский Союз наращивал возможности своей судостроительной промышленности, и к середине 30-х годов ХХ века перед морскими пограничниками встал вопрос – какие корабли и катера нужны для охраны границы в СССР. Ведь главная угроза изменилась. Если до 1917 года единственной угрозой на морской границе были контрабандисты, которые ввозили в Империю товары без пошлин, то в 30-е годы процент нарушителей-контрабандистов очень существенно уменьшился. Границу надо было защищать от нарушителей, задача которых была разведка и диверсии, а также от тех, кто вел хищнический промысел морского зверя и вылов рыбы. Причем последних часто прикрывали боевые корабли иностранных государств. Не надо было забывать и еще об одном важном обстоятельстве. После революции и Гражданской войны страна лишилась большого количества боевых кораблей и катеров. Есть разные методики подсчета (учитывающие только построенные к 1917 году корабли, или еще и находящиеся в строительстве, или запланированные к постройке), но, в среднем, страна лишилась около 60% корабельного состава. При таком раскладе строить отдельные проекты для военно-морского флота и морских частей погранвойск было совершенно не разумно, тем более, что все стороны понимали, что в случае войны пограничные корабли и катера войдут в состав ВМФ страны. Начали, как водится, с простого – с катеров. Для военных моряков и моряков-пограничников строили одинаковые катера типа «малый охотник» МО-2 и МО-4. Что касается более крупных кораблей, то здесь все столкнулись с проблемой, характерной для советского предвоенного судостроения. Она заключалась в том, что все ведомства, связанные с флотом (как военные, так и гражданские) составляли на каждую пятилетку грандиозные планы по пополнению флота своего ведомства, но, увы, возможности судостроения не соответствовали запросам страны. Поэтому все планы по строительству кораблей и судов выполнялись не полностью. Фактически, к 1941 году для охраны северной морской границы были построены 4 ПСКР проекта 43. Сначала они имели обозначение ПСК и номер, а в 1941 году получили название «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант» и «Сапфир». Они базировались в Кувшинской Салме на Кольском полуострове и получили название «дивизиона драгоценных камней». Планировалось построить еще 6 таких же кораблей для Чёрного моря, но от этих планов отказались. Был заложен, но к началу Великой Отечественной войны так и не достроен пограничный ледокол проекта 52 «Пурга». Кроме них в Италии по итальянскому проекту были построены два пограничных сторожевых корабля «Киров» и «Дзержинский» для Тихого океана. ПСКР проекта 43 представляли собой базовые тральщики типа «Фугас» без трального оборудования, а «Пурга» по вооружению соответствовал эсминцу, но без торпедных аппаратов. «Дивизион драгоценных камней» принимал активное участие в войне на Севере, а тихоокеанские «Киров» и «Дзержинский» в войне с Японией. Концепция о том, что морские пограничники должны стать резервом военно-морского флота получила подтверждение.
ПСКР Балаклава проекта 10410 третьей подсерии в Севастополе 2019 год (фото: Андрей Максимов)
По словам члена думского комитета по международным делам Дмитрия Белика, планы Североатлантического альянса прорваться в Чёрное море обернутся для блока плачевными последствиями.
После 1945 года развитие морских частей погранвойск шло в этом же направлении. Проекты различных кораблей, строящихся для ВМФ СССР, переоборудовались для нужд пограничников. Вторым вариантом было создание нового проекта на базе проекта для флота. К первой группе относились ПСКР на базе больших охотников проекта 122-бис, тральщиков проекта 254 и 264 и малых противолодочных кораблей проекта 12412 «Молния-2». Ко второй группе – проект 1124П, созданный на базе семейства малых противолодочных кораблей МПК проекта 1124 шифр «Альбатрос», ПСКР проекта 205, созданного на базе ракетных катеров проекта 205 и 205У и ПСКР проекта 11351 шифр «Нерей», созданный на основе проекта сторожевых кораблей семейства 1135. В угоду концепции морские пограничники принимали корабли, вооруженные оружием, которое никак не могло быть применено на границе. Так, например, на ПСКР проектов 12412 и 205П стояли противолодочные торпедные аппараты, необходимые для МПК, но совершенно не нужные для пограничников. Надо понимать, что флот охраны границы включает множество типов разнообразных кораблей и судов, часть из которых вооружения не имеет вообще. Мы же говорим о костяке флота по охране границы, который в случае крупного конфликта, или войны должен был войти в состав военного флота. Позиция советского руководства – пограничные сторожевые корабли должны иметь потенциал для решения всех задач, присущих их военно-морским «одноклассникам». Пограничная служба в Советском Союзе всегда входила в структуру спецслужб – от НКВД и МГБ до КГБ.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Современная Россия. Береговая охрана
ПСКР Полярная звезда проекта 22100 в Кронштадте 2016 год (фото: Андрей Максимов)
После развала Советского Союза очень многие институты страны были реорганизованы, иногда не совсем удачно. Не минула чаша сия и морчасти погранвойск. В качестве меры по реформированию всесильного КГБ из его состава вывели пограничников. 30 декабря 1994 года создается новый федеральный силовой орган – Федеральная пограничная служба ФПС. В её состав вошли Морские силы Пограничных войск Российской Федерации. Так стали называться Морчасти Погранвойск. Реформа была крутая. У сухопутных пограничников ликвидировали Пограничные войска – те войсковые соединения, которые прикрывали границу. Оставили только пограничников на заставах и КПП. Для поддержки режима на границе и её охраны этого достаточно, но в случае прорыва границы крупными силами (как получилось в Курской области), нужно мощное прикрытие границы. Через некоторое время службу вернули под крыло ФСБ. В перечень задач Морских сил, кроме охраны Госграницы включили и охрану морских биологических ресурсов, и государственный контроль в этой сфере. То есть морские пограничники стали отвечать и за эксклюзивную 200-мильную экономическую зону страны. Под эти изменившиеся задачи вся структура была реорганизована, и 20 июля 2004 года на основе Морской охраны ПС ФСБ России была образована Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России – БОХР ПС ФСБ России. В соответствии с международными нормами изменилась и окраска пограничных кораблей. Вместо привычной серой – шаровой – окраски с полосами российского флага на корпусе все корабли стали окрашиваться следующим образом: корпус – синий, или голубой, надстройка белая, на корпусе полосы российского флага и надпись – «Береговая охрана». В такой окраске корабли морских пограничников стали максимально заметными.
А дальше произошло следующее. Поскольку БОХР стал независим от ВМФ страны, он получил право заказывать те проекты, которые были нужны морякам-пограничникам. С одной стороны, это было хорошо. Пограничники заказывали корабли, которые максимально их устраивали и позволяли надежно охранять границу. Кроме того, там были созданы такие условия для экипажа, о которых ранее могли только мечтать. Достаточно сказать, что кофе-машины в кают-компаниях появились вначале именно на пограничных сторожевиках. Немного портило картину то обстоятельство, что новые корабли несли только шестиствольную 30-мм артустановку АК-630М. Но пограничники заявляли, что для охраны границы им больше и не надо. Практически все новые ПСКР были вооружены только АК-630М. Исключение составляют лишь океанские ПСКР проекта 22100 шифр «Океан», на которых стоит 76-мм универсальная артустановка АК-176М. В СССР такие пушки стояли на всех ПСКР проекта 12412. В качестве примера, как реализовывалась новая концепция, рассмотрим развитие ПСКР проекта 10410 шифр «Светляк». В 80-х годах ХХ века на смену кораблям проектов 205П и 12412 был разработан новый пограничный сторожевой корабль. Проект оказался на редкость удачным. Всего построено 49 единиц с учетом пяти кораблей на экспорт. Строительство серии продолжается. Это настоящие «рабочие лошадки» современных морских пограничников России. В рамках проекта 10410 было создано четыре подсерии. Первая, которая вошла в строй ещё в последние годы СССР, имела мощное для своего водоизмещения – 374 тонны – вооружение – одна 76-мм пушка АК-176М, одна шестиствольная 30-мм пушка АК-630М, ПЗРК, два бомбосбрасывателя – требование ВМФ. На сегодня все ПСКР первой подсерии уже списаны. Самому старому действующему «Светляку» – ПСКР «Алмаз» в этом году исполнилось 31 год. На следующих двух подсериях стояли только 30-мм АК-630М. До 2014 года такое положение дел всех устраивало. Первый звонок прозвенел 25 ноября 2018 года, когда два украинских бронекатера и сопровождавший их буксир попытались прорваться через Керченский пролив в Азовское море. Для пресечения провокации задействовали 8 пограничных кораблей и катеров, 2 самолета и 2 вертолета Ка-52. Украинские корабли имели на вооружении 30-мм орудия, но огонь из них они не открывали. Второй случай произошел там же, в Крыму. 23-24 июня 2021 года британский эсминец HMS «Defender» D-36 вторгся в российские территориальные воды. На его перехват вышли два ПСКР проекта 22460, имеющий на вооружение одну всю ту же АК-630М. Силы были явно не равны, поэтому флотским бомбардировщикам СУ-24М пришлось в качестве предупредительной меры положить ФАБ-ы по курсу нарушителя. Черноморские пограничники активно участвуют в операциях на Чёрном море. Опыт показывает, что одной АК-630М (очень надежного и эффективного оружия ближнего действия) на пограничных кораблях явно мало. В перспективе, вполне возможно силовое противостояние и в Балтийском море.
В ходе своего визита в Грузию генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг высказался о значительной роли НАТО в противодействии Черноморскому флоту России.
Стало очевидно, что в современных условиях БОХР должна измениться, но как? Подвижки уже пошли. Так, на последней четвертой подсерии «Светляков» вновь появилась 76-мм артустановка. На последних патрульных кораблях проекта 22120 появились АК-630М – ранее эти корабли оружия пушек не имели. Пограничных кораблей достаточно много – ведь они охраняют всю границу страны на воде и контролируют её экономическую зону. Береговая охрана может существенно увеличить боевой потенциал военно-морского флота. Вероятно, некое возвращение концепции советских морчастей погранвойск в части того, что морские пограничники – это резерв флота и пограничные корабли должны соответствовать возможностям своих военных «одноклассников». Этого можно достичь двумя путями. Во-первых, новые проекты ПСКР должны проектироваться с учетом возможности включения в состав ВМФ, а, во-вторых, действующие корабли необходимо, по возможности, довооружить до уровня современных требований. Эпоха классического БОХР, когда моряки только охраняют границы, судя по всему, вернется не скоро.
По материалам открытой печати