1.7 C
Санкт-Петербург
Пятница, 15 ноября, 2024

События на Чёрном море показали необходимость довооружения ПСКР БОХР России

Береговая охрана – морские стражи, или резерв ВМФ?

Морские пограничники решают несколько задач. Кроме основной – охраны государственной границы на воде – они могут проводить спасательные работы, патрулировать экономические зоны своей страны, и, на случай большой войны, быть резервом для военно-морского флота. Решение последней задачи возможно по-разному.

Сюжет: Армия

В некоторых странах пограничные корабли изначально вооружаются по стандартам военно-морского флота. В некоторых – предусматривается возможность установки дополнительного оружия на случай войны. Есть страны, в которых считают, что Береговая охрана должна заниматься только охраной границы. В нашей стране концепция пограничных кораблей менялась несколько раз. В этой статье мы расскажем об изменении подходов к этому вопросу в Императорской России, Советском Союзе и современной России.

Отдельный корпус пограничной стражи

Свой рассказ мы начнем с конца XIX века. Тогда в России для охраны границы и борьбы с контрабандистами строили небольшие вооруженные паровые яхты. Официально они классифицировались как «пограничные крейсера», хотя повторимся – по сути это были небольшие паровые или моторные яхты – которые были сведены в крейсерские флотилии судов Отдельного корпуса пограничной стражи. Первые три флотилии были сформированы в 1893-1899 годах на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях. Они были вооружены несколькими 37-мм и 47-мм пушками. Столь слабое вооружение соответствовало поставленной задаче. Главным в то время была борьба с морской контрабандой, которая активно процветала в европейских водах Империи. К началу ХХ века крейсерская флотилия появилась и в Белом море. В случае войны пограничные корабли входили в состав военно-морского флота Российской Империи. К 1917 году в стране несли службу:

– на Балтийском море пограничные крейсеры «Беркут», «Кондор», «Абрек», «Орел», «Страж», вооруженные яхты «Роксана» и «Кобчик»;

– на Чёрном море пограничные крейсеры «Коршун», «Ворон» и «Ястреб»;

– На Каспийском море пограничный крейсер «Часовой», яхта «Кречет» и моторный катер «Чайка»;

– На Белом море три моторных катера и гребные суда.

Некоторые пограничные крейсера пережили революцию и гражданскую войну и служили в Красном флоте, правда, в качестве посыльных, гидрографических или опытовых судов. У морских пограничников, как и у военных моряков, есть традиция передавать названия списанных кораблей вновь построенным. В составе Береговой охраны БОХР современной России несут службу пограничные сторожевые корабли 4-го ранга проекта 03050 шифр «Гюйс» «Коршун», «Ястреб» и «Кречет»

Морчасти погранвойск

События на Чёрном море показали необходимость довооружения ПСКР БОХР России

ППС Забайкалье проекта 22120 в СПб 2019 год (фото: Андрей Максимов)

Когда в начале 20-х годов в стране стали создавать погранвойска, положение с пограничными кораблями и катерами было критическим. Вначале восстанавливали и вооружали любые подходящие суда. Примером может служить парусно-моторная шхуна «Валюта», служившая в Одессе. Небольшое тихоходное судно пресекала обильную контрабанду, направлявшуюся в город. По мотивам деятельности «Валюты» в 1956 году был снят художественный фильм «Капитан «Старой черепахи»». Одно время идея создания пограничных патрульных шхун была популярна и в 20-х годах для Балтийского моря была построена серия таких шхун типа «Красноармеец». Следующим шагом стало строительство в Ленинграде на верфи Золотова пограничных сторожевых катеров специальных проектов. Что интересно. Сегодня эта верфь называется ПАО СФ «Алмаз» и продолжает строить для БОХР России пограничные корабли различных проектов.

События на Чёрном море показали необходимость довооружения ПСКР БОХР России

ПСКР Безупречный проекта 22460 в Севастополе 2019 год (фото: Андрей Максимов)

По словам лидера турецкой партии «Родина» (VATAN) Догу Перинчека, Российская Федерация борется на Чёрном море с «пешками» Соединённых Штатов и сторонников Израиля.

События на Чёрном море показали необходимость довооружения ПСКР БОХР России

ПСКР Изумруд проект 22460 в СПб 2014 год (фото: Андрей Максимов)

Постепенно, Советский Союз наращивал возможности своей судостроительной промышленности, и к середине 30-х годов ХХ века перед морскими пограничниками встал вопрос – какие корабли и катера нужны для охраны границы в СССР. Ведь главная угроза изменилась. Если до 1917 года единственной угрозой на морской границе были контрабандисты, которые ввозили в Империю товары без пошлин, то в 30-е годы процент нарушителей-контрабандистов очень существенно уменьшился. Границу надо было защищать от нарушителей, задача которых была разведка и диверсии, а также от тех, кто вел хищнический промысел морского зверя и вылов рыбы. Причем последних часто прикрывали боевые корабли иностранных государств. Не надо было забывать и еще об одном важном обстоятельстве. После революции и Гражданской войны страна лишилась большого количества боевых кораблей и катеров. Есть разные методики подсчета (учитывающие только построенные к 1917 году корабли, или еще и находящиеся в строительстве, или запланированные к постройке), но, в среднем, страна лишилась около 60% корабельного состава. При таком раскладе строить отдельные проекты для военно-морского флота и морских частей погранвойск было совершенно не разумно, тем более, что все стороны понимали, что в случае войны пограничные корабли и катера войдут в состав ВМФ страны. Начали, как водится, с простого – с катеров. Для военных моряков и моряков-пограничников строили одинаковые катера типа «малый охотник» МО-2 и МО-4. Что касается более крупных кораблей, то здесь все столкнулись с проблемой, характерной для советского предвоенного судостроения. Она заключалась в том, что все ведомства, связанные с флотом (как военные, так и гражданские) составляли на каждую пятилетку грандиозные планы по пополнению флота своего ведомства, но, увы, возможности судостроения не соответствовали запросам страны. Поэтому все планы по строительству кораблей и судов выполнялись не полностью. Фактически, к 1941 году для охраны северной морской границы были построены 4 ПСКР проекта 43. Сначала они имели обозначение ПСК и номер, а в 1941 году получили название «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант» и «Сапфир». Они базировались в Кувшинской Салме на Кольском полуострове и получили название «дивизиона драгоценных камней». Планировалось построить еще 6 таких же кораблей для Чёрного моря, но от этих планов отказались. Был заложен, но к началу Великой Отечественной войны так и не достроен пограничный ледокол проекта 52 «Пурга». Кроме них в Италии по итальянскому проекту были построены два пограничных сторожевых корабля «Киров» и «Дзержинский» для Тихого океана. ПСКР проекта 43 представляли собой базовые тральщики типа «Фугас» без трального оборудования, а «Пурга» по вооружению соответствовал эсминцу, но без торпедных аппаратов. «Дивизион драгоценных камней» принимал активное участие в войне на Севере, а тихоокеанские «Киров» и «Дзержинский» в войне с Японией. Концепция о том, что морские пограничники должны стать резервом военно-морского флота получила подтверждение.

События на Чёрном море показали необходимость довооружения ПСКР БОХР России

ПСКР Балаклава проекта 10410 третьей подсерии в Севастополе 2019 год (фото: Андрей Максимов)

По словам члена думского комитета по международным делам Дмитрия Белика, планы Североатлантического альянса прорваться в Чёрное море обернутся для блока плачевными последствиями.

После 1945 года развитие морских частей погранвойск шло в этом же направлении. Проекты различных кораблей, строящихся для ВМФ СССР, переоборудовались для нужд пограничников. Вторым вариантом было создание нового проекта на базе проекта для флота. К первой группе относились ПСКР на базе больших охотников проекта 122-бис, тральщиков проекта 254 и 264 и малых противолодочных кораблей проекта 12412 «Молния-2». Ко второй группе – проект 1124П, созданный на базе семейства малых противолодочных кораблей МПК проекта 1124 шифр «Альбатрос», ПСКР проекта 205, созданного на базе ракетных катеров проекта 205 и 205У и ПСКР проекта 11351 шифр «Нерей», созданный на основе проекта сторожевых кораблей семейства 1135. В угоду концепции морские пограничники принимали корабли, вооруженные оружием, которое никак не могло быть применено на границе. Так, например, на ПСКР проектов 12412 и 205П стояли противолодочные торпедные аппараты, необходимые для МПК, но совершенно не нужные для пограничников. Надо понимать, что флот охраны границы включает множество типов разнообразных кораблей и судов, часть из которых вооружения не имеет вообще. Мы же говорим о костяке флота по охране границы, который в случае крупного конфликта, или войны должен был войти в состав военного флота. Позиция советского руководства – пограничные сторожевые корабли должны иметь потенциал для решения всех задач, присущих их военно-морским «одноклассникам». Пограничная служба в Советском Союзе всегда входила в структуру спецслужб – от НКВД и МГБ до КГБ.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Современная Россия. Береговая охрана

События на Чёрном море показали необходимость довооружения ПСКР БОХР России

ПСКР Полярная звезда проекта 22100 в Кронштадте 2016 год (фото: Андрей Максимов)

После развала Советского Союза очень многие институты страны были реорганизованы, иногда не совсем удачно. Не минула чаша сия и морчасти погранвойск. В качестве меры по реформированию всесильного КГБ из его состава вывели пограничников. 30 декабря 1994 года создается новый федеральный силовой орган – Федеральная пограничная служба ФПС. В её состав вошли Морские силы Пограничных войск Российской Федерации. Так стали называться Морчасти Погранвойск. Реформа была крутая. У сухопутных пограничников ликвидировали Пограничные войска – те войсковые соединения, которые прикрывали границу. Оставили только пограничников на заставах и КПП. Для поддержки режима на границе и её охраны этого достаточно, но в случае прорыва границы крупными силами (как получилось в Курской области), нужно мощное прикрытие границы. Через некоторое время службу вернули под крыло ФСБ. В перечень задач Морских сил, кроме охраны Госграницы включили и охрану морских биологических ресурсов, и государственный контроль в этой сфере. То есть морские пограничники стали отвечать и за эксклюзивную 200-мильную экономическую зону страны. Под эти изменившиеся задачи вся структура была реорганизована, и 20 июля 2004 года на основе Морской охраны ПС ФСБ России была образована Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России – БОХР ПС ФСБ России. В соответствии с международными нормами изменилась и окраска пограничных кораблей. Вместо привычной серой – шаровой – окраски с полосами российского флага на корпусе все корабли стали окрашиваться следующим образом: корпус – синий, или голубой, надстройка белая, на корпусе полосы российского флага и надпись – «Береговая охрана». В такой окраске корабли морских пограничников стали максимально заметными.

А дальше произошло следующее. Поскольку БОХР стал независим от ВМФ страны, он получил право заказывать те проекты, которые были нужны морякам-пограничникам. С одной стороны, это было хорошо. Пограничники заказывали корабли, которые максимально их устраивали и позволяли надежно охранять границу. Кроме того, там были созданы такие условия для экипажа, о которых ранее могли только мечтать. Достаточно сказать, что кофе-машины в кают-компаниях появились вначале именно на пограничных сторожевиках. Немного портило картину то обстоятельство, что новые корабли несли только шестиствольную 30-мм артустановку АК-630М. Но пограничники заявляли, что для охраны границы им больше и не надо. Практически все новые ПСКР были вооружены только АК-630М. Исключение составляют лишь океанские ПСКР проекта 22100 шифр «Океан», на которых стоит 76-мм универсальная артустановка АК-176М. В СССР такие пушки стояли на всех ПСКР проекта 12412. В качестве примера, как реализовывалась новая концепция, рассмотрим развитие ПСКР проекта 10410 шифр «Светляк». В 80-х годах ХХ века на смену кораблям проектов 205П и 12412 был разработан новый пограничный сторожевой корабль. Проект оказался на редкость удачным. Всего построено 49 единиц с учетом пяти кораблей на экспорт. Строительство серии продолжается. Это настоящие «рабочие лошадки» современных морских пограничников России. В рамках проекта 10410 было создано четыре подсерии. Первая, которая вошла в строй ещё в последние годы СССР, имела мощное для своего водоизмещения – 374 тонны – вооружение – одна 76-мм пушка АК-176М, одна шестиствольная 30-мм пушка АК-630М, ПЗРК, два бомбосбрасывателя – требование ВМФ. На сегодня все ПСКР первой подсерии уже списаны. Самому старому действующему «Светляку» – ПСКР «Алмаз» в этом году исполнилось 31 год. На следующих двух подсериях стояли только 30-мм АК-630М. До 2014 года такое положение дел всех устраивало. Первый звонок прозвенел 25 ноября 2018 года, когда два украинских бронекатера и сопровождавший их буксир попытались прорваться через Керченский пролив в Азовское море. Для пресечения провокации задействовали 8 пограничных кораблей и катеров, 2 самолета и 2 вертолета Ка-52. Украинские корабли имели на вооружении 30-мм орудия, но огонь из них они не открывали. Второй случай произошел там же, в Крыму. 23-24 июня 2021 года британский эсминец HMS «Defender» D-36 вторгся в российские территориальные воды. На его перехват вышли два ПСКР проекта 22460, имеющий на вооружение одну всю ту же АК-630М. Силы были явно не равны, поэтому флотским бомбардировщикам СУ-24М пришлось в качестве предупредительной меры положить ФАБ-ы по курсу нарушителя. Черноморские пограничники активно участвуют в операциях на Чёрном море. Опыт показывает, что одной АК-630М (очень надежного и эффективного оружия ближнего действия) на пограничных кораблях явно мало. В перспективе, вполне возможно силовое противостояние и в Балтийском море.

В ходе своего визита в Грузию генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг высказался о значительной роли НАТО в противодействии Черноморскому флоту России.

Стало очевидно, что в современных условиях БОХР должна измениться, но как? Подвижки уже пошли. Так, на последней четвертой подсерии «Светляков» вновь появилась 76-мм артустановка. На последних патрульных кораблях проекта 22120 появились АК-630М – ранее эти корабли оружия пушек не имели. Пограничных кораблей достаточно много – ведь они охраняют всю границу страны на воде и контролируют её экономическую зону. Береговая охрана может существенно увеличить боевой потенциал военно-морского флота. Вероятно, некое возвращение концепции советских морчастей погранвойск в части того, что морские пограничники – это резерв флота и пограничные корабли должны соответствовать возможностям своих военных «одноклассников». Этого можно достичь двумя путями. Во-первых, новые проекты ПСКР должны проектироваться с учетом возможности включения в состав ВМФ, а, во-вторых, действующие корабли необходимо, по возможности, довооружить до уровня современных требований. Эпоха классического БОХР, когда моряки только охраняют границы, судя по всему, вернется не скоро.

По материалам открытой печати

Похожие посты

Новое на сайте