6.1 C
Санкт-Петербург
Воскресенье, 20 октября, 2024

Судоходные компании из Средиземного моря неохотно пускают в Балтийское море

Заклятые друзья Северной Балтики. Дальние линии

Наш рассказ о паромных линиях Северной Балтики был бы неполным без краткого упоминания о так называемых «дальних линиях», соединяющих юг и север Балтийского моря. В этой статье мы расскажем о паромных компаниях, работающих на линии Финляндия – Германия, о новых стандартах грузовых автомобильных пассажирских паромов, и о том, как скандинавские компании вытеснили из Балтийского моря греческого паромного оператора.

«Finnlines»

С момента образования Финляндии как независимого государства, одной из важнейших транспортных линий был маршрут, связывающий порты Финляндии и Германии. С 20-х годов ХХ века на этом маршруте работали грузовые и пассажирские пароходы, а с началом современного паромного сообщения на Балтике компания «Finnlines Oyj» обеспечивает работу паромов из финских портов Хельсинки и Турку в немецкий порт Травемюнде. Паромы компании работают круглый год. Они имеют ледовый класс, а в случае необходимости пользуются услугами ледоколов Финляндии и Швеции. Компания прошла большой путь и сегодня «Finnlines» крупный паромный оператор не только на Балтийском море, но и в Европе. На 2013 год флот компании состоял из 23 паромов различных проектов. Линии компании связывают 5 финских портов с портами России, Эстонии, Польши, Германии, Дании, Великобритании, Голландии, Бельгии и Испании. После начала СВО и вступления Финляндии в НАТО, заходы в российские порты прекратились.

Судоходные компании из Средиземного моря неохотно пускают в Балтийское море

Паром FinnArrow (фото: Андрей Максимов)

Все началось в далеком 1947 году. Тогда для вывоза финского леса в Западную Европу и США финским экспортерам потребовалась своя судоходная компания. Судов после войны катастрофически не хватало – потери торгового флота во Второй мировой войне и репарации Советскому Союзу сильно сократили торговый флот страны. Поэтому в мае и июне 1947 года «Merivienti» – такое название первоначально носила компания – купила три подержанных парохода для рейсов в Европу, и три более крупных для рейсов в США. Для оперирования этими судами и была создана компания «Finnlines». Изначально это была только торговая марка. Постепенно флот компании увеличивался, и родилась традиция – название всех кораблей компании начиналось словом «Finn». В 1955 году открылась регулярная линия в Великобританию. Постепенно пришло понимание того, что выгоднее было бы перевозить кроме грузов и пассажиров. К пассажирским перевозкам приступили в 1962 году. Компания открыла новую линию финский Ханко – шведский Висбю – немецкий Травемюнде. Со временем, именно на этой линии «Finnlines» ввела повышенный стандарт комфортности для пассажиров автомобильных пассажирских паромов. Подчеркнем, речь не идет о так называемых круизных паромах, о которых мы рассказывали ранее. Линия Финляндия – Германия – не туристическая, но, тем не менее, комфорт для пассажиров (подавляющее большинство из них это дальнобойщики и люди, перегоняющие купленные автомобили) существенно выше, чем на остальных линиях. Конечно, это не круизные паромы, и улиц с магазинами там нет, но путешествие на паромах «Finnlines» комфортно. Развитие компании шло по нескольким направлениям. Так газотурбинный паром GTS «Finnjet»- первый и единственный автомобильный пассажирский паром двойного назначения (он изначально строился как для пассажирских перевозок, так и для транспортировки военной техники и личного состава) был спроектирован и построен для «Finnlines», и только потом был продан «Silja Line», которая использовала его на этом же маршруте.

Власти РФ не оставят без должного внимания действия других государств, нацеленные на создание серьезных помех для прохода российских судов в Балтийском море.

Глобализация в Европе затронула все сферы деятельности. Не обошла она и отрасль паромного судоходства. Стабильно работающая компания, обслуживающая значимые для ЕС маршруты не осталась без внимания. С 2008 года держателем контрольного пакета акций «Finnlines» является крупнейший паромный оператор компания «Grimaldi Group», хотя «Finnlines» и продолжает работать под своим логотипом, но часть паромов несут на бортах название «дочки» – «Finn Link».

Click here to preview your posts with PRO themes ››

«Superfast Ferries»

Судоходные компании из Средиземного моря неохотно пускают в Балтийское море

Паром FinnLady в порту Бронка Санкт-Петербург (фото: Андрей Максимов)

Судоходные компании из Средиземного моря неохотно пускают в Балтийское море

Паром Висбю (фото: Wikimedia Commons/ Patrik Nylin)

Европейский союз ввел для своих членов достаточно жёсткие требования в части ведения бизнеса, но иногда они в полной мере не работали История с греческой паромной компанией наглядная иллюстрация того, как «свои» в конце концов, выжили «пришлых» из своего моря. «Superfast Ferries» -это греческая паромная компания, которая была основана в 1993 году. Два основателя компании, Pericles Panagopulos и Alexander Panagopulos предложили концепцию большого автомобильного пассажирского парома, обладающего высокой скоростью – до 30 узлов – около 55 км/ч. Обычно, скорость паромов составляет около 20 узлов. Такие паромы нужны для линий средней и большой протяженности. Первые паромы «Superfast I» и «Superfast II» были поставлены на линию из греческих в итальянские порты через Адриатическое море. На них не было кинотеатра и магазинов для пассажиров, но зато они сократили время в пути на 40% по сравнению с другими паромами. Паромы компании носили название Superfast и номер от I до XII.

Греческие судовладельцы решили попытаться использовать преимущества своих паромов на дальней линии в Северном и Балтийском море. И, если линия Росайт – Зебрюгге проработала с 2002 по 2008 годы, то на балтийской линии начались проблемы. Германия согласилась выделить причал в порту Ростока, но власти Финляндии не дали разрешения на строительство терминала, ни в Хельсинки, ни в Турку. Чтобы соблюсти требования Евросоюза, для «Superfast Ferries» был выделен небольшой порт Ханко, расположенный на одноименном полуострове. Греков это не остановило, и они поставили на линию сначала два новых быстроходных парома «Superfast VII», «Superfast VIII». А потом добавили «Superfast IX». Это был прямой конкурент «Finnlines», и с ним начали бороться. Подробности этой борьбы неизвестны, но известен финал – в апреле 2006 года «Superfast Ferries» неожиданно продала эстонской «Tallink Grupp» все свои паромы немецкой линии. «Таллинк» непродолжительное время продолжил работать на этой линии, но потом от неё отказался и сначала сдал паромы в аренду канадской компании, а потом и продал их.

«Superfast Ferries» вернулся в Средиземное мое. Экспансия в Северное и Балтийское море завершилась. В 2023 году компания попала в скандал с незаконными мигрантами, прибывшими из Африки. Для их вывоза в Грецию использовались паромы «Superfast». Чтобы мигранты не сбегали, их приковывали наручниками к полкам в каютах.

«Destination Gotland»

Судоходные компании из Средиземного моря неохотно пускают в Балтийское море

Модель парома Суперфаст VIII в терминале в Ростоке (фото: Андрей Максимов)

Судоходные компании из Средиземного моря неохотно пускают в Балтийское море

Паром Суперфаст VII входит в порт Росток (фото: Андрей Максимов)

Закончим наш рассказ о паромных линиях и компаниях в Северной Балтике несколькими словами о шведской линии «Destination Gotland» (дочерняя компания «Rederi AB Gotland» , также известная как «Gotlandsbolaget»), основанной в 1998 году, и связывающей материк – шведский порт Нонесхамн – и столицу острова Готланд Висбю. Это обычная, ничем особо не примечательная линия, на которой эксплуатируются четыре скоростных парома Ro-Pax. Примечательна линия другим. Для Швеции этот маршрут, как сказали бы сегодня, социально значимый. Остров важен для обороны страны, и имеет большой туристический потенциал. Конечно, с Готландом есть авиационное сообщение, но львиная доля пассажиров и грузов перевозится морем. Шведы придумали очень интересную схему, возможно, в Европе больше не применяющуюся. Паромы и береговая инфраструктура – терминалы – строиться, и содержится государством. А на роль оператора линии проводится конкурс, в котором (теоретически) может принимать участие и компании из Евросоюза. Но если под их управлением происходит какое-то ЧП (пожар на пароме, навал парома на причальную стенку, или, не дай Бог, катастрофа с паромом), компания-оператор отстраняется, и проводится новый конкурс. Особенности бизнеса в ЕС бывают специфическими.

Похожие посты

Новое на сайте