2.3 C
Санкт-Петербург
Четверг, 21 ноября, 2024

В 1944 году советская подводная лодка Л-21 торпедировала шведский пассажирский пароход

Опасный нейтралитет. Гибель парохода «Hansa»

Вторая мировая война на Балтике была ожесточенной. В неё, кроме противоборствующих сторон была втянута и якобы нейтральная страна, имеющая выход в Балтийское море – Швеция. Власти королевства поддерживали тесные экономические связи с нацисткой Германией, и транспорты, нагруженные шведской железной рудой для нужд фашисткой армии, шли вдоль берегов в территориальных вод Швеции из порта Лулео в Ботническом заливе до южного побережья страны.

Подводные лодки Балтийского флота СССР естественно считали эти транспорты важными целями, и топили их. Шведский флот в долгу не оставался, охотясь за советскими субмаринами. В таких условиях иногда на дно отправляли не только груженные рудой пароходы. В этой статье мы расскажем о торпедировании советской подводной лодкой пассажирского парохода, работающего на линии, связывающей материковую Швецию и остров Готланд.

В 1944 году советская подводная лодка Л-21 торпедировала шведский пассажирский пароход

Шведский пароход SS Hansa (фото: Wikimedia Commons)

Пассажирские пароходы «Балтийского типа». SS «Hansa»

Балтика – море небольшое, и во все века по нему осуществлялось активное судоходство. С конца XIX века сформировались стабильные пассажирские линии, связывающие между собой порты региона. Одна из таких линий пролегала между портом города Висбю – столицей острова Готланд – и Нюнесхамн на побережье Швеции. В те годы пассажиропоток между балтийскими портами был стабильным, но при этом малочисленным. Исходя из этих условий, странами, выходящими тогда к Балтике, был разработан особый тип небольшого пассажирского парохода, перевозящего от 40 до 80 пассажиров в каютах и небольшое количество груза. Рейсы были не длинными – от нескольких часов до полутора суток. Такие пароходы в больших количествах строились в Швеции и Великом княжестве Финляндии, которое тогда водило в состав Российской Империи.

В 1944 году советская подводная лодка Л-21 торпедировала шведский пассажирский пароход

Модель парохода Hansa с нейтральными знаками Швеции (фото: Wikimedia Commons/ Bene Riobó)

Пароход «Ганза» – SS «Hansa» – был построен в Стокгольме в 1899 году. Это был классический пассажирский пароход «Балтийского типа». Он был назван в честь средневекового торгового союза балтийских городов. Водоизмещение «Ганзы» составляло 563 тонны, длина 48 метров. На пароходе могли разместиться 40 пассажиров в небольших каютах. Экипаж «Ганзы» составлял 23 человека. Немного отвлекаясь, можно сравнить, как изменилось пассажирское судоходство на Балтике за 100 лет. Сегодня на балтийских пассажирских линиях работают паромы, перевозящие 2 500 – 3 000 пассажиров! До 30-х годов «Ганза» работала на нескольких пассажирских линиях в Балтийском море, в частности ходила в немецкий Данциг (сегодня польский Гданьск), Таллин и Ригу. Но основным маршрутом для парохода был остров Готланд. С началом Второй мировой войны на всех шведских боевых кораблях и коммерческих судах были нанесены большие опознавательные знаки, показывающие принадлежность к нейтральной стране. На SS «Hansa» на белом корпусе (с началом войны на Балтике шведские пассажирские суда специально не перекрашивали, чтобы их легче могли идентифицировать) на носу и на корме – были нарисованы большие синие и желтые полосы, а в центе корпуса – флаг Швеции и надписи Sweden и Sverige. Пароход продолжал работать на линии Висбю – Нюнесхамн. Если не считать находившуюся тогда в самом начале своего развития гражданскую авиацию, это был единственный доступный способ попасть на остров.

1944 год

В 1944 году советская подводная лодка Л-21 торпедировала шведский пассажирский пароход

Вспомогательный крейсер Waria который не стал спасать людей с Ганзы (фото: Wikimedia Commons)

Ночью 24 ноября 1944 года SS «Hansa» вышла из Нюнесхамна в свой обычный рейс до порта Висбю на Готланде. Переход до Готланда длится несколько часов, но в 07-00 утра по местному времени по расписанию в Висбю пароход не пришел. Портовые власти прождали несколько часов, делая поправку на осеннюю погоду, а 11-15 на поиски парохода был выслан самолет. В 12-10 лётчик по радио доложил, что замечен дрейфующий в штормовом море спасательный плот. На плоту находятся два человека. Из Висбю срочно вышли спасательные корабли, и в 13-55 они обнаружили плот с двумя выжившими людьми. Всего на борту «Ганзы» находилось 86 человек – 63 пассажира и 23 члена экипажа. Количество пассажиров было несколько больше, чем мест в каютах, но это, возможно, из-за военного времени. На SS «Hansa» погибли 84 человека, пароход затонул на глубине около 100 метров. На острове объявили траур по погибшим. Уже после войны, в 1950 году в кафедральном соборе Висбю была установлена мемориальная доска с именами всех 84 погибших на пароходе.

Расследование

В 1944 году советская подводная лодка Л-21 торпедировала шведский пассажирский пароход

Подводный минный заградитель Л-21 серии XIII (фото: Wikimedia Commons/ Mike1979 Russia)

1 декабря 1944 года специальная комиссия начала работу по поиску причин катастрофы. Первой рассмотрели версию о перевозке большого количества взрывчатки. Как оказалось на пароход погрузили 2 500 кг взрывчатки нитролита. Она предназначалась для военного гарнизона острова. Дело было в том, что «Ганза» могла брать в свой небольшой трюм не более 500 кг – пароход всё-таки был небольшой. С точки зрения грузоподъёмности вопросов не возникало, но, может быть, взрывчатку неправильно уложили, и она сдетонировала? Комиссия пришла к выводу, что перевозимая взрывчатка не причем, так как первоначальный взрыв произошел за бортом, чуть ниже ватерлинии. Вероятно, такие показания дали двое выживших людей. Шведы сделали, в принципе, правильное предположение, что пароход был торпедирован подводной лодкой. Но определить, что за подводная лодка атаковала «Ганзу» тогда не смогли. Несмотря на то, что пароход затонул, поисковые работы продолжались, и 6 декабря среди множества обломков (всего с воды было поднято около 1 300 предметов и обломков), плавающих на поверхности моря, нашли настенные часы, висевшие на переборке на пароходе. Они остановились в 05-57. Комиссия предположила, что это время торпедной атаки на «Ганзу» Тогда расследование остановилось.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

После войны

История потопления парохода SS «Hansa» не выходила из поля зрения шведского общества, ведь по количеству погибших это была самая большая морская катастрофа с лайнерами королевства. Только гибель в 1994 году парома «Эстония» побил печальный рекорд «Ганзы». Забегая вперед, скажем, что сам пароход обнаружили на дне Балтики только в 1988 году. А 6 февраля 1964 года интерес к катастрофе подогрело интервью немецкого морского историка Юргена Ровера (Jürgen Rohwer) – шведской ежедневной газете «Дагенс Нюхетер». В нём немецкий историк заявил, что он установил судьбы 23 шведских торговых судов, потопленных подводными лодками советского Балтийского флота во время Второй мировой войны на Балтике. Ровер утверждал, что SS «Hansa» была потоплена советской крейсерской подводной лодкой К-51. Эта субмарина была построена перед самым началом Великой Отечественной войны, её не успели перевести по Беломоро-Балтийскому каналу на Северный флот, поэтому К-51 воевала в составе Балтийского флота. Но это предположение оказалось не совсем верным.

Истинная причина

Окончательно определить, что явилось причиной гибели парохода, шведы смогли только в 90-х годах ХХ века, после развала Советского Союза. Два шведских журналиста и писателя Юрген фон Цвайгберг (Jurgen von Zweigbergk) и Роджер Бенгстон (Roger Bengtsson) совместно провели журналистское расследование, которое вылилось в 1992 году в написание книги «Den torpederade gotlandsbåten Hansa: människor, minnen, mysterier.» – «Торпедированный готландский пароход «Ганза»: люди, воспоминания, заградки». После развала СССР в 90-е годы доступ в различные советские архивы был облегчен, и шведские журналисты по советским архивным данным смогли определить, что атаку на SS «Hansa» провел советский подводный минный заградитель Л-21.

24 ноября 1944 года Л-21 находилась в своем позиционном квадрате между Готландом и побережьем Швеции. Лодка пыталась атаковать немецкий конвой – два транспорта, груженных железной рудой, но потерпела неудачу. После этого Л-21 наткнулась на SS «Hansa» судоходной компании «АБ Готланд», которая шла со всеми включенными огнями нейтрального судна.

В нескольких советских источниках приводятся подробности атаки. Были выпущены три торпеды, из которых две поразили цель. Находящийся недалеко от места атаки шведский вспомогательный крейсер №4 «Waria» не стал спасать людей с парохода, так как опасался повторной торпедной атаки. После начала Второй мировой, в Швеции было мобилизовано около 15 гражданских судов, которые после вооружения вошли в состав королевского флота как вспомогательные крейсера и канонерские лодки. Одним из них был теплоход, ставший вспомогательным крейсером №4 «Waria». Именно этот корабль должен был обеспечивать безопасное судоходство между побережьем Швеции и островом Готланд. Л-21 покинуло этот район.

От редактора

Здесь важно сделать ремарку, для более широкого понимания политической и военной ситуации на Балтике, обстановки, в которой воевали советские подводники. «Нейтралитет», о котором упоминается в начале этой статьи, был формальным. Кроме уже упомянутой руды, в Германию поставлялись и другие товары, обеспечивающие военную мощь фашисткой армии, а немецкие грузовые корабли до 1943 года конвоировались шведским флотом (напомним, SS «Hansa» потоплена в 1944 году). Вообще, если говорить об экономике, то по разным оценкам в годы войны на страны Оси приходилось до 80% от всей внешней торговли Швеции.

Не было нейтралитета и в обществе, особенно в первые годы войны. Главные шведские газеты, включая самую популярную на сегодня Aftonbladet, откровенно восхищались успехами нацисткой Германии, местная служба безопасности сотрудничала с гестапо. После вторжения в СССР, король Густав V отправил Адольфу Гитлеру письмо с одобрением «крестового похода» против большевизма. Более того, в составе вермахта против Советского Союза воевал шведский добровольческий батальон, шведы также числились и в дивизиях СС. Территория Швеции, включая морское и воздушное пространство, регулярно использовалась немецкими военными.

И только после череды громких поражений на восточном фронте, в Стокгольме начали «прозревать» или, как сейчас часто говорят, «переобуваться налету».

Заключение

Между Советским Союзом, а впоследствии современной Россией и Швецией есть несколько «горячих» инцидентов, в которых шведы обвиняют нашу страну. В одном случае – невероятное стечение обстоятельств посадило на мель советскую подводную лодку С-363 прямо у входа в Главную военно-морскую базу Швеции Карлскрона. В другом – лопнуло терпение советских генералов сталинской эпохи. Об этом смотри статью ««Шведский комсомолец» и другие». Иногда причина истерии в скандинавской стране ну никак не связана с Россией, но обвиняют, почему-то, нашу страну. Об этом смотри статью «Тихие войны. Феномен балтийской сельди». Потопление «Ганзы» хронологически стало одной из первых «горячих» тем, которую активно используют в Швеции, и особенно на острове Готланд.

Похожие посты

Новое на сайте