12.1 C
Санкт-Петербург
Пятница, 18 октября, 2024

В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию

Хроники Ближнего Востока. Эпопея парохода «Exodus»

После окончания Второй мировой войны на Ближнем Востоке политическая карта региона несколько лет оставалась неизменной. Государство Израиль был образован в 1948 году. До этого, английская администрация продолжала жёсткое противостояние с сионисткими организациями, которые организовывали прибытие всё новых групп еврейских иммигрантов из Европы в Палестину. В этой статье мы расскажем о втором, послевоенном этапе этого противостояния.

Хроника англо-еврейской войны 1938-1948 годов

Именно так, словом «война» историки и участники событий описывают противостояние различных подпольных сионистких организаций с английской разведкой и полицией в Палестине. Диверсии на арабских землях и на объектах, контролируемых английскими властями – узлах связи, железнодорожных станциях, полицейских участках, нефтепроводах – стало почерком еврейских боевиков. Англичане не стеснялись и просто убивали членов подпольных организаций. Организации платили той же монетой. Убивая сотрудников английской полиции в Палестине. В этой статье мы расскажем о попытках (иногда успешных, иногда нет) доставки в Палестину еврейских иммигрантов из Европы. О получившем большую огласку в своё время взрыве французского лайнера «Патрия» смотри статью «Хроники Ближнего Востока. Взрыв на лайнере «Патрия»» В 1940 году еврейская подпольная организация взорвала пароход с еврейскими беженцами.

Подобные операции продолжались в ходе Второй мировой войны. В конце 1940 года из Болгарии вышло еще одно судно «Salvador» с 327 еврейскими беженцами. Пароход задержали в Стамбуле, и под нажимом Великобритании вернули обратно в Болгарию. Все его пассажиры в дальнейшем погибли. Через год, в конце 1941 года, еврейская организация нашла в Румынии давно списанное и ветхое судно «Struma», выкупила его, и направило с беженцами в Палестину. В Стамбуле его задержали. Под нажимом лорда Мойна, заместителя министра по делам Ближнего Востока Великобритании, турецкие власти запретили пассажирам «Struma» сойти на берег в Турции. По требованию Мойна турки отправили судно обратно, но в штормовом море оно утонуло. Погибли все 770 беженцев, кроме одного Давида Столяра. Его спасли турецкие спасатели. Давиду англичане разрешили приехать в Палестину. Вторым человеком, которому разрешили въезд в Палестину, была Медея Саламович, которая выжила только потому, что она была при смерти, и её единственную сняли с борта «Struma» в Стамбуле. Что интересно. Лорд Мойн был категорически против разрешения на въезд двум чудом уцелевшим людям. Он заявил: «Разрешение на въезд этих двух иммигрантов может открыть шлюзы еврейской иммиграции и подорвет нашу политику в отношении нелегальной иммиграции».

Географической особенностью ситуации было то, что попасть в Палестину беженцы тогда могли только морем. Поэтому, еврейские организации, несмотря на противодействие англичан, продолжали попытки. В марте 1946 года англичане захватили судно «Вингейт» с нелегальными иммигрантами. В отместку были взорваны почти все мосты на границе Палестины. Первым инцидентом, который стал достоянием мировых СМИ, стал запрет итальянскими властями на выход двух пароходов с нелегалами из порта Ла Специя. Великобритания надавила на Правительство Италии, и оно запретило выход судов. Пассажиры пароходов объявили голодовку и даже угрожали их взорвать в порту. Волна недовольства в стране вынудило итальянское правительство разрешить выход этих двух судов. Тогда все их пассажиры, в конце концов, оказались в лагере для перемещенных лиц на Кипре.

Эпопея парохода «Exodus 1947»

В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию

Пароход Exodus 1947 (фото: Wikimedia Commons/ Frank Scherschel)

Одна из федеральных земель Германии ужесточила правила пребывания на своей территории беженцев. В частности, их больше не будут содержать и заставят работать.

В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию

Один из эсминцев сопровождавший пароход с беженцами HMS Cheviot 1946 год (фото: Wikimedia Commons/ Royal Navy)

В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию

Эсминец HMS Childers идет на абордаж Фото с Exodus 1947 (фото: Wikimedia Commons/ Palmach Museum)

В 1947 году Хагана (Оборона, или Защита) получила очередное задание. Хагана – подпольная сионисткая военизированная структура, действующая с 1920 по 1948 годы. После образования государства Израиль она стала основой её армии. Требовалось переправить из размещенных в Германии лагерей для перемещенных лиц, в Палестину еврейских беженцев. После войны около 250 000 евреев жили в лагерях в Германии и Австрии. Для сионистов это был неоценимый ресурс в деле создания государства Израиль. Разрешение на въезд на свою подмандатную территорию Великобритания, естественно не давала. Наш рассказ будет о крупнейшей попытке ввоза нелегальных иммигрантов в Палестину. Этой акцией еврейское подполье хотело еще раз привлечь к проблеме внимание новой международной организации – ООН. В конце 1946 года подпольная еврейская организация, Моссад ле-Алия Бет, отвечающая за логистику нелегального ввоза иммигрантов морем (всего под её контролем находилось 64 небольших судна), купила пароход SS «President Warfield» – «Президент Уорфильд». Это был небольшой, построенный в 1928 году пассажирский пароход, изначально рассчитанный на 400 пассажиров. Его водоизмещение было 1 800 тонн, длина 100 метров, скорость хода 15 узлов – 28 км/ч. Экипаж «Президента Уорфильда» составлял 70 человек. Пароход работал на морских прогулках в Чесапикском заливе. Во время Второй мировой войны его использовали как войсковой транспорт, поэтому увеличили количество перевозимых людей до 4 000 человек, естественно, без всякого комфорта пассажирского судна.

В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию

На палубе парохода после его захвата (фото: Wikimedia Commons/ Palmach Museum)

В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию

Беженцев переводят на другие суда (фото: Wikimedia Commons/ Palmach Museum)

Смена власти в Германии способна привести к выходу страны из состава Евросоюза, заявила возглавляющая крайне правую партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Алиса Вайдель.

В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию

Британские солдаты выводят беженцев в Гамбурге (фото: Wikimedia Commons/ Palmach Museum)

«Президент Уорфильд» находился в гавани небольшого порта Пор-де-Бук на юге Франции. Беженцев из лагерей Германии переправили во Францию в порт Сет. Все пассажиры парохода имели коллективную визу Колумбии. 11 июля 1947 года «Президент Уорфильд» покинул французский порт, имея на борту 4 554 пассажиров, 655 из которых были дети. Пароход взял курс на Палестину. Команда парохода состояла из американских евреев (граждан США) и евреев – жителей Подмандатной Палестины. На борту присутствовал и комиссар от Хаганы. Радисты на судне то же были членами Хаганы. По некоторым данным, некоторые высокопоставленные члены Правительства Франции и французских служб безопасности благосклонно отнеслись к рейсу «Президента Уорфильда», поэтому никаких проблем в Пор-де-Бук и в Сет не возникло. После выхода из французских территориальных вод, капитан изменил название парохода. Теперь на его борту было написано «Exodus 1947» «Исход 1947».

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию

Заброшенный пароход EXODUS 1947 в порту Хайфа 1952 год (фото: Wikimedia Commons/ Fritz Cohen)

Конечно, выход парохода не был тайной для англичан. На границе французских территориальных вод его встречали восемь боевых кораблей Королевского флота. Они сопровождали теперь уже «Эксодус 1947» на всем пути следования. 18 июля 1947 года в 40 км от побережья Палестины, в нейтральных водах, пароход был захвачен английским десантом с двух эсминцев. Судя по всему, англичане пошли на этот шаг, прямо противоречащий международному морскому праву, из обоснованных опасений, что захват «Эксодуса» вблизи берегов Палестины может повлечь бой с Хаганой, которая ожидала прибытие парохода, и должна была обеспечить силовое прикрытие высадки беженцев на берег. Пассажиры парохода оказали активное сопротивление английским солдатам. В результате штурма 3 человека погибли, и 217 пассажиров было ранено. По прибытию парохода в Хайфу, все пассажиры были переведены на три транспорта – пассажирский теплоход MV «Runnymede Park» и грузовые пароходы SS «Ocean Vigour» и SS «Empire Rival» для принудительной отправке обратно во Францию. В эти дни в Палестине находилась делегация UNSCOP – подразделения ООН, члены которой наблюдали перевод беженцев на английские суда. Один из них сказал, что это было лучшее из всех представленных им свидетельств. Такое заявление было целью Хаганы. Вообще, нелегальных иммигрантов, прибывавших морем, англичане переправляли в лагерь для интернированных лиц, расположенный на Кипре, но здесь ситуация была другой. В правительстве Великобритании пошли на принцип. Там заявили, что впредь всех беженцев будут возвращать в страны, откуда они направились в Палестину, чтобы правительства этих стран прекратили поддержку сионистов. Всех вернули в Порт-де-Бук. Но, ни один из беженцев не покинул английские суда, заявив, что сойдут на берег только в Палестине. Они отказались на проживание во Франции. Условия же нахождения такого количества людей на грузовых пароходах были ужасные. Начались болезни, а, самое главное, информация попала в мировые СМИ, и о действиях англичан стало известно всему миру. Через три недели стоянки в порту, беженцам объявили, что, если они не сойдут на берег во Франции, их отправят в Германию. 22 августа все три судна вышли из Пор-де-Бук, 29 августа прошли Гибралтар, а 8 сентября прибыли в Гамбург. В 1947 году Гамбург находился в британской зоне оккупации, и, по мнению англичан, высадка строптивых беженцев не должна была принести какие-то проблемы. Но это было не совсем так. Английские солдаты буквально вытаскивали на берег несчастных людей (несколько солдат на одного упирающегося еврейского беженца), но за этим процессом наблюдали и фиксировали его корреспонденты десятков газет. Всех людей сначала переправили в два лагеря (в Поппендорфе и в Любеке), а зимой перевели в утепленные лагеря в Эмдене и в Вильгельмсхафене. Две недели английская армия охраняла оба лагеря, но потом солдаты ушли, Хагана снова выдала беженцам поддельные документы, и, в конце концов, со второй попытки они всё-таки были нелегально переправлены в Палестину.

Стало известно, что из Москвы в Германию вылетел частный медицинский самолет. При этом прямое авиасообщение между странами отсутствует: оно было приостановлено после начала спецоперации на Украине.

Реакция мировой прессы и правительств многих стран была такой острой, что Великобритания была вынуждена добровольно ограничить свой мандат на управление Палестиной и передать вопрос о Палестине в компетенцию ООН. «Exodus 1947» был не первым, а самое главное, не последним пароходом, на котором евреи прибывали в Палестину. Её значение было в том, что эпопея парохода «Exodus 1947» впервые широко освещалась мировыми СМИ. После него пароходы с иммигрантами отслеживались корреспондентами, и для английских властей стали невозможны грубые силовые действия, которые они практиковали раньше. Это была победа сионистких организаций. Как следствие, в последние годы управления англичанами в Палестине шла ожесточенная партизанская война, местами переходившая в обычные бои. Так, например, были атакованы несколько аэродромов в Палестине, и уничтожены 80 базирующихся там самолетов Королевских ВВС. Боевики Хаганы даже использовали боевых водолазов для проведения диверсий против кораблей английского флота.

Заключение

Безусловно, вражда межу еврейским и арабским населением в Палестине началась еще с библейских времен. Но накал ненависти всех ко всем был привнесен в регион во времена, когда Палестина была «подмандатной территорией» Великобритании. Собственно говоря, удивляться особо нечему. Достаточно вспомнить Индию и Пакистан. И что интересно. В сегодняшних СМИ иногда проскакивает информация о том, как Великобритания продолжает способствовать раскрутке спирали насилия на Ближнем Востоке. Только сегодня она противодействует связке США и Израиля. Так, англичане активно критиковали действия Израиля в секторе Газа в прошлом году. Заголовки газет типа «Агония Израиля» говорят сами за себя. Имперская политика королевства остается неизменной.

Похожие посты

Новое на сайте