10 C
Санкт-Петербург
Суббота, 19 октября, 2024

В одних вузах растут цены, другие не могут набрать студентов на бюджет

Свободная парта!

Российские вузы объявили дополнительный набор на 5,8 тыс. бюджетных мест. На поверку оказалось, что это не новые места, а попытка закрыть недонабор. Получается, что абитуриенты и Минобрнауки не сходятся в интересах?

С момента введения ЕГЭ средний проходной балл по одному предмету в российских вузах рос год от года. Однако в 2021 году наметилась обратная тенденция: 70,3 по сравнению с 70,8 годом ранее. В дальнейшем ситуация заметно не изменилась.

Мест хватит всем?

Эти цифры не говорят ни о чём хорошем: либо качество образования в школах падает, либо ЕГЭ его реально не отражает. Ещё один вариант ответа: появились вузы, которые принимают абитуриентов с низкой подготовкой, работая, по сути, ради того, чтобы просто освоить бюджеты. Последняя версия отчасти подтверждается тем, что прямо сейчас происходит в приёмных комиссиях.

Средний балл поступивших в этом году ещё не подсчитали. Однако в конце августа вузы объявили донабор на незанятые в ходе основной приёмной кампании бюджетные места. Их оказалось 5,8 тысячи, то есть почти каждое десятое место. Как так? «В этом году окончили школу более 635 тыс. выпускников 11-х классов, и не менее половины из них планируют поступать в вузы, – сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. – В 2024 году контрольные цифры приёма составляют 621 321». Получается, что в вузы намеревались поступить примерно 317 тыс. абитуриентов, а для них подготовили 621 тыс. мест? Не­ужели в Минобрнауки не задались вопросом, стоит ли это делать?

Как бы то ни было, разница между цифрой в 635 тыс. выпускников и 621,3 тыс. мест в вузах не так уж велика. То есть места есть почти для всех – и для тех, кто хочет высшее образование, и для тех, кто не очень. Просто распределены они, возможно, не так, как было бы удобно абитуриентам.

В последние годы создаётся такой расклад: всё больше бюджетных мест отдаётся региональным вузам, тогда как престижным столичным институтам и университетам власти дают карт-бланш на монетизацию своего бренда и образовательного потенциала. В этом году лидерами по количеству бюджетных мест в вузах станут Татарстан, Башкирия, Свердловская, Ростовская, Воронежская, Томская, Самарская, Новосибирская и Нижегородская области, а также Красноярский край. Кроме того, около 30 тыс. бюджетных мест отдано новым регионам. В разрезе специальностей приоритет отдаётся подготовке учителей, айтишников, врачей, агрономов и инженеров-машиностроителей.

Потерянные целевики

Один из главных страхов абитуриентов и их родителей состоит в том, что полученная специальность через пять лет окажется маловостребованной. Как-то смягчить разрыв между надеждами и реальностью должна система целевого обучения. Смысл её состоит в том, что абитуриент перед поступлением заключает контракт с будущим работодателем. А странность в том, что вузы включают целевые места в число бюджетных, делая набор по целевым квотам приоритетным. Потому долгие годы целевой набор являлся коррупционной лазейкой для тех абитуриентов, которые не проходили по конкурсу. Фактически в вуз их устраивала госструктура, с руководством которой договорились родители.

Как рассказали в Санкт-Петербургском педиатрическом медуниверситете, платные отработки вводятся для студентов, пропускающих практические занятия систематически, чтобы компенсировать преподавателям дополнительные часы работы.

Наиболее интересным с точки зрения коррупционных рисков выглядело распределение целевых мест от органов власти. К примеру, своих целевиков в престижных вузах традиционно имели республики Северного Кавказа. Молодые люди сначала учились за казённый счёт, а потом получали гарантированную работу в муниципальных или государственных структурах. Хуже всего, что такой целевик занимал бюджетное место, на котором мог бы оказаться абитуриент с высокой подготовкой.

Лавочку наконец-то решились прикрыть в этом году. Теперь целевые контракты заключаются через «Госуслуги». Новая система направлена на то, чтобы исключить контакт между абитуриентом и будущим работодателем (хотя исключения и лазейки остались, причём именно для госструктур). Заключать контракт разрешается с теми абитуриентами, которые прошли конкурс на получение квоты.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Однако, запуская нововведение, кто-то, похоже, всё-таки просчитался. Подтверждают очередную нестыковку в цифрах слова всё той же Татьяны Голиковой: «В этом году впервые приём на целевое обучение организован с использованием платформы «Работа России». Сегодня (вице-премьер выступала в первых числах июля. – Ред.) там зарегистрировано свыше 113 тыс. предложений от работодателей на подготовку специалистов с высшим образованием. На целевое обучение предусмотрено более 145 тыс. мест». Получается, заявок от работодателей было меньше, чем мест в вузах по целевым квотам. И по одной из версий, донабор в вузы понадобился именно для того, чтобы закрыть оставшиеся невостребованными места.

Понятно, что механизм целевого набора пока что не обкатан, с чем некоторые эксперты и связывают возникший недобор. Но справедливости ради нужно сказать, что проблема была видна уже в прошлом году. К примеру, в Пермском государственном медицинском университете из 371 целевого места оказалось занято всего 261. В аграрном университете этого же региона целевая квота составила 137 мест, а поступили по ней всего 18 человек. Чтобы привлечь студентов, региональные власти даже пообещали дополнительную стипендию – 20 тыс. рублей в год. Но на федеральном уровне подобные казусы предпочитали замалчивать.

Теперь ректоры говорят о необходимости корректировать правила целевого набора. Указывают на то, что абитуриенту нужно изучить условия труда на будущем месте работы, а работодателю – познакомиться с будущим работником. Словом, вернуть всё как было. Что победит – намерение сделать конкурс в вузы прозрачным и честным или привычка без лишних проблем поскорее заполнить аудитории и осваивать бюджеты? Или всё же удастся найти достойный компромисс?

Плата за престиж

Не все абитуриенты и их родители готовы учиться в любом вузе, где оказались свободные места. А потому даже очень хорошо сдавшие ЕГЭ ребята нередко идут учиться за деньги. К примеру, в последние годы средний проходной балл на платные места в Российской экономической школе составлял 95,6, в МФТИ – 93,41, в Университете Иннополис – 86, в МГИМО – 85,89. В десятке вузов, за места в которых готовы платить родители школьников-отличников и хорошистов, также Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Высшая школа экономики, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Литературный институт имени А.М. Горького, СПбГУ и МИФИ.

В упомянутом выше МИФИ обучение по востребованным программам стоит от 350 до 500 тыс. рублей в год. А на звание самого дорогого вуза претендует Высшая школа экономики. Год бакалавриата по экономическим специальностям стоит здесь более 700 тыс. рублей, на отделении дизайна – 800 тыс., по специальности «кинопроизводство» – 920 тыс.; по программе «международный бизнес» – 1 млн рублей. Минимальная стоимость года обучения на очном отделении МГУ составляет 428 тыс. рублей, максимальная – 525 тысяч.

Возьмём для сравнения региональные вузы. В Томском политехе год обучения на инженерные специальности стоит около 200 тыс. рублей. Стоимость обучения на физических и математических специальностях, а также на курсах по информатике в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) укладывается в 150–200 тыс. рублей. Дороже только «зарубежное регионоведение» (210 тыс.) и дизайнерские специальности (271 тыс.). В Сахалинском гос­университете разброс цен шире. Год бакалавриата на информатике – от 318 тыс. рублей. Примерно столько же стоит психолого-педагогическое образование, а вот освоить программу бакалавриата по энергетике или экологии можно всего за 66 тыс. в год.

По сравнению с 2023 годом рост стоимости первого года обучения налицо. Например, в Томском политехе ценник вырос на 6%, в Финансовом университете – почти на 8%, в ИТМО и МИСиС – до 15%, в МФТИ – в среднем на 20%.

Похожие посты

Новое на сайте